Сегодня на Амуре № 29 (25 июля) 2012 г.


Дефицит рабочих рук

 

трудоустройство
 

Почему работодатели как один говорят, что в Белогорске дефицит рабочих рук? Почему коммерческие вузы ежегодно выпускают огромное количество специалистов, спроса на которых практически нет: юристов, экономистов и различного рода менеджеров? В то же время не хватает токарей, слесарей, наладчиков. Тема активно обсуждается специалистами всех уровней. Кто-то видит корень проблем в низких зарплатах, а кто-то говорит о высоких амбициях молодежи и бесперспективности работы на производстве, но все сходятся в необходимости системных изменений.

 

Довольно жестко ситуацию комментирует директор Белогорского Центра занятости населения Юрий Олейник. Он говорит, что у молодежи проблемы с мотивацией к труду.

 

- Я как депутат горсовета могу очень жестко отнестись к нашей системе образования, - говорит Юрий Олейник. - В том числе к нашей школе. Они не выполняют основную функцию. Они поедают местные деньги и не отрабатывают их, потому что рынок труда в Белогорске на 80 процентов требует рабочих специальностей. Это токари, станочники, строительные профессии, и ни одна школа не работает в системе профориентации выпускников на те рабочие места, которые у нас есть.

 

В школах, в свою очередь, действительно признают, что серьезно нацеливают ребят на получение высшего образования. Рабочие профессии рассматриваются как бесперспективное будущее и постепенно к этому привыкли.

 

- Ежегодно мы подаем сведения о белогорских выпускниках в Министерство образования и науки, - отчитываются в комитете образования. - Безусловно, указываем, сколько выпускников поступило в высшие учебные заведения.

 

К слову, в этих отчетах все более чем понятно. По итогам выпускников прошлого года, почти 300 человек поступили в вузы и только 24 одиннадцатиклассника пошли учиться в профессиональные училища.

 

- Нужен целый комплекс мер по привлечению молодежи, - рассуждает на эту тему один из директоров школ. - Центры занятости, молодежные биржи труда, объявления о вакансиях не только в газетах, но и в вузах, техникумах, участие в ярмарках вакансий в учебных заведениях.

 

Самое смешное и, если хотите, самое интересное, что все это в Белогорске есть. Но в школах, выходит, то ли не знают, то ли не слышат, то ли не хотят слышать.

 

- Как лебедь, рак и щука получается, тянем в разные стороны, где уж тут комплексный подход? - снова комментирует ситуацию Юрий Олейник. Лебедь - это ЦЗН, рак - это школа, а щука - работодатель, которому работник нужен сейчас и сразу. Мы не сидим на месте, работаем. В каждой школе организовали информационные стенды «Служба занятости информирует». Сообщаем, где и сколько требуется рабочих специальностей, где и как учиться. А некоторые директора школ даже не знают, что у них такие стенды висят. Не всегда получается пробиться через их интеллект. Каждый год после первого сентября приезжаем после ремонта и просим: «Ну, вытащите, повесьте стенды на место». Спрашиваем, как их оформить, в каком цвете, чтобы он вписался в интерьер школы. А на нас педагогический состав нередко смотрит как Троцкий на первый трактор. Еще немножко и откроет пулеметный огонь. Не хотят они этим заниматься.

 

Безусловно, ежегодная программа ЦЗН «Молодежная биржа труда» не проходит бесследно и определенный результат есть. Вместе с тем в Белогорске в настоящее время свободных вакансий - 1166, из них по рабочим специальностям - 927. Требуются повара, кондитеры, плотники, столяры, парикмахеры, сварщики, асфальтобетонщики и многие другие специалисты.

 

- Брать на работу некого, - рассказывает руководитель одной из строительных фирм. - Даем объявление, а претендентов на свободные вакансии практически нет, потому что нет в городе свободных специалистов. Молодежь если брать, нужно учить самим, что мы и делаем. По-другому просто не получается.

 

Правда, хорошо бы учить не просто «профессионалов-любителей», а настоящих профессионалов, с выдачей по окончании обучения соответствующих свидетельств, с получением предприятием лицензии на обучение…

 

Но до этого пока никто из белогорских работодателей не дошел, хотя все понимают, что это единственный выход решить проблему дефицита рабочих рук. И дело вовсе не в низкой оплате труда рабочих специалистов, как думают некоторые. С полной уверенностью можно констатировать, что при наличии высокой квалификации представители рабочих профессий способны заработать вполне достойные деньги.

 

- У меня подруга с помощью Центра занятости на парикмахера выучилась, открыла свое дело и имеет доход около 20 тысяч рублей, а я получила высшее экономическое образование и устроилась работать в профессиональное училище бухгалтером. Зарплата - 6 тысяч рублей, - делится опытом недавняя выпускница вуза, делая из этого понятные выводы.

 

Между тем, в школах пока не собираются ничего менять. В Белогорском ЦЗН недавно изучили направление профильных классов. Почти все из них математические, химико-биологические или гуманитарные. Уроки трудового обучения, направленные на профориентацию швеи, парикмахера и столярного дела, есть только в школе-интернате N20. И это говорит о многом… А впереди у педагогов школ большие августовские педсоветы. Быть может, в ходе их проведения найдется время и на обсуждение вопросов профориентации.

Анна Нурадилова

НазадАрхив