Сегодня на Амуре № 30 (1 августа) 2012 г.


Отдельные «грани» военной службы

 

криминал
 

Еще одно преступление о превышении должностных полномочий в армии недавно рассмотрели в Белогорском гарнизонном военном суде. Очередное. И неизвестно какое по счету, поскольку историй с совершением должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий, как трактует 286 статья Уголовного кодекса, в практике рассмотрения подобных дел «вагон и маленькая тележка».

 

И все же такого в воинских частях, расположенных на территории гарнизона еще не было. Офицер в звании капитана избил рядового на глазах его матери. Она провела несколько драгоценных часов на свидании с сыном, расцеловала его в обе щеки и проводила «Родину защищать», смотря в след. То, что она увидела, пока сын шел по направлению к части, заставило ее изменить отношение к службе своего сына.

 

В материалах уголовного дела, которые были предоставлены редакции газеты Белогорским военным гарнизонным судом, есть подробные показания обвиняемого, потерпевшего и свидетелей, но комментировать их, наверное, нет смысла. Да и не хочется этого делать. История, которая реально «прославляет» отдельные «грани» военной службы в армии.

 

Из показаний свидетеля по делу - матери потерпевшего Сливакина:

 

«11 сентября с 10 часов утра до половины третьего дня моего сына отпустили в увольнение. Мы с мужем к нему приехали из Углегорска, привезли гостинцев и все это время провели в машине около КПП воинской части. Когда закончилось время увольнения, сын попрощался и пошел в сторону КПП, а я стояла и смотрела в след. Он только успел отойти на несколько метров, как его окликнули, после чего к нему подбежал военнослужащий и что-то сказал. Смотрю, сын развернулся и сделал несколько шагов в обратном направлении, к человеку, который шел к нему навстречу. Он был одет в спортивный костюм. Этот человек подбежал и нанес моему сыну удар по лицу и два удара в левое плечо…»

 

Родители военнослужащего в этот же день обратились в прокуратуру Углегорска, а затем и в военную прокуратуру Белогорского гарнизона.

 

Как оказалось в ходе доследственной проверки, «мужчина в штатском» - офицер в звании капитана, служащий в этой же воинской части. Когда он увидел, что рядовой прошел мимо него и не поздоровался, как подобает здороваться с офицером, попросил догнать «наглеца».

 

- Офицер ударил меня по лицу и спросил, почему я не поздоровался и не остановился, - пояснял суть произошедшего конфликта потерпевший. - Я ответил, что не знаю его. Он ударил меня два раза по плечу, развернул и повел на КПП, обещая, что я его еще узнаю. Потом еще раз ударил пощечину и ушел. А я пошел в расположение части и обо всем рассказал исполняющему обязанности командира батальона.

 

Интересно, что и.о. командира батальона тоже дал свидетельские показания суду. Он пояснил, что сначала к нему подошел потерпевший, а на следующий день тот самый офицер пожаловался, что солдат не выполнил его требования.

 

Впрочем, позиция защиты обвиняемого оказалась неожиданной. Адвокат офицера заявил, что в действиях его подзащитного отсутствует состав преступления о превышении должностных полномочий, поскольку подсудимый находился в гражданской одежде при исполнении служебных обязанностей и вообще за территорией части. Суд эти доводы нашел несостоятельными. Ведь из-за чего произошел конфликт, все прекрасно помнили. Оскорбленный офицер решил воспитать солдата именно за то, что тот не отдал честь.

 

Вместе с тем, в судебном заседании государственный обвинитель исключил из обвинения подсудимого «причинение средней тяжести вреда здоровью», поскольку указанные последствия не нашли своего подтверждения. Плечо, по которому несколько раз ударил офицер, у парня действительно потом еще долго болело. Когда-то на этой руке у парня был сложный перелом, операция, гипс и долгие месяцы реабилитации. Так что «воспитания офицера» не прошли бесследно. Потерпевшим даже было заявлено требование о компенсации морального вреда на сумму 600 тысяч рублей. Сумму иска он обосновал необходимостью дальнейшего лечения.

 

В свою очередь, суд признал, что удары, которые нанес офицер солдату, причинили потерпевшему физическую боль. Однако, с учетом того, что имеющаяся травма у него образовалась не в результате действий подсудимого, с учетом принципов разумности и справедливости, требование о компенсации морального вреда по решению суда было решено удовлетворить частично - на сумму в 10 тысяч рублей.

 

Подсудимый был приговорен к одному году лишения свободы с условно испытательным сроком, но лишением права на этот период занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, связанные с руководством людьми.

Анна Нурадилова

НазадАрхив