Сегодня на Амуре № 35 (5 сентября) 2012 г.


Испытание холодом

 

письмо в редакцию
 

Здравствуйте, уважаемая редакция! Давно читаю вашу газету и особенно мне нравится рубрика «Белогорские истории». Навевает она воспоминания, с которыми неразрывно связаны детство, юность, а возможно, для кого-то и целая жизнь в Белогорске.

 

Я тоже коренная белогорочка. Здесь родилась и выросла моя мама, здесь появились на свет моя старшая сестра и брат, а я была самая младшая в семье. Так сложилось, что когда мы еще были маленькие, у нас умер отец. Трагически погиб. Поэтому детство у нас закончилось достаточно рано. Сестра поступила учиться на медсестру в Благовещенск после 9 класса, брат тоже не окончил среднюю школу, после восьмилетки отучился на слесаря и пошел работать, чтобы помогать матери. А мама вкалывала на двух работах, потому что другого выхода не было.

 

Получилось, что мне, как самой младшей, в это время было гораздо проще. Чтобы не оставлять меня дома одну, я была определена под присмотр бабушки. Вот она-то меня холила и лелеяла до самой глубокой старости. Пекла блинчики на завтрак, встречала из школы, и для нее я была самой любимой внучкой.

 

Прошли годы, и бабушки уже давно нет, но я ее часто вспоминаю. Особенно горькие воспоминания связаны с концом 90-х. Как сейчас перед глазами свежие выкрашенные полы, старинная кровать на металлической сетке с периной и кучей подушек. Бабушка, шутя, говорила, что это будет моим приданным, потому что никакого другого «богатства» у нее больше не было. Она рассказывала, что с 13 лет работала на лесозаготовке где-то под Сахалином. Работать приходилось и в зимнее время, когда стояли трескучие морозы. Жили тогда бедно, не хватало не только еды, но и одежды, обуви.

 

- Я в резиновых сапожках в сорокаградусный мороз по лесу бегала, - рассказывала она мне, и я уже тогда, в свои неполные 12 лет понимала, что нет для нее ничего страшнее холода.

 

А горькие воспоминания потому, что в мое детство испытание холодом бабушке пришлось пережить еще раз. Почему-то местные власти не особо заботились о том, что с приходом зимы в котельных города не оказалось топлива. Мы жили в районе рембазы, и я очень хорошо помню, как в квартире было холодно. Примерно до середины января тепло чуть-чуть поддерживали, но мы все равно ходили по дому в валенках, спали одетыми, а вода, оставленная в чашке на кухне с вечера, к утру покрывалась тоненькой корочкой льда.

 

Я-то хоть в школу ходила, там было немного теплее, хотя тоже на уроках сидели в шубах. А бабушка всю зиму в этой холодной квартире, укутанная шалью и в валенках. В них, кстати, все равно ноги мерзли. Чтобы хоть чуть-чуть согреться, она привязывала к ногам грелки и вслух говорила, что скорее хочет умереть.

 

- Только бы зиму пережить, чтобы в мерзлую землю меня не закапывали, - иногда произносила она, и для меня эти слова были настоящим шоком. Наверное, я не меньше ждала весны, солнышка, тепла…

 

Желание бабушки исполнилось. Ее не стало в начале июня. В последние свои месяцы жизни она дождалась тепла. А потом была еще одна холодная зима. Уже без нее. Натягивая перед сном еще одни шерстяные носки, чтобы спать было теплее, я непременно вспоминала бабушку…и очень боялась умереть от холода. Вот такое было время. Недавно что-то так навеяло, до слез. И я рассказала эту историю своей дочери. Ей как раз сейчас 12 лет. Но она никак не могла уяснить, как это зимой может быть и на улице холодно, и в квартире тоже. А жить тогда где? Так что, наши дети счастливые. И дай Бог, чтобы у них таких воспоминаний детства не было никогда.

НазадАрхив