Из тысячи профессий выбрала свою
интервью
Месяц назад на должность директора Школы искусств была назначена Ольга Осетрова. До этого она более 10 лет проработала заместителем директора по воспитательной работе в Белогорском технологическом техникуме пищевой промышленности, общий педагогический стаж - 26 лет. В интервью корреспонденту газеты «Сегодня» Галине Кучерявой она рассказала о первоначальном этапе своей деятельности.
- Ольга Анатольевна, с момента назначения Вас на должность директора Школы искусств прошел месяц. Как можете оценить первоначальный этап своей деятельности?
- Месяц пролетел очень быстро. Думаю, оценивать в моей деятельности пока нечего, потому что это был период знакомства с коллективом, с особенностями образовательной среды школы, солидной материальной базой, социальными партнерами и многим другим.
- Когда пришли на новую должность, что оказалось самым сложным? С какими проблемами пришлось столкнуться впервые?
- Самым сложным для восприятия в первые дни был огромный поток новой информации, которую нужно было быстро разложить в сознании по разным категориям важности и срочности решения возникающих проблем. Школа - это ведь живой организм, который весь день находится в движении, а Школа искусств, оказывается, не замирает даже глубоким вечером и в выходные дни.
Есть моменты, с которыми пришлось столкнуться впервые, например, прием сотрудника на работу и увольнение, это очень ответственно. А еще мне приходится изучать сложную структуру коммуникаций здания школы, разбираться в системе видеоохраны и противопожарной защиты, решать финансовые вопросы.
- Более 10 лет Вы проработали заместителем директора по воспитательной работе в Белогорском технологическом техникуме пищевой промышленности. Легко было сменить род деятельности?
- Нет, нелегко. Всегда трудно менять то, что дорого и понятно, на неизвестное и пугающее. Но иногда в жизни возникает момент, когда человек готов принять волевое решение и проверить себя в другом качестве.
За время работы в техникуме я многому научилась как руководитель, потому что у меня были очень сильные наставники: К.Н. Землянская, Т.П. Моисеенко, Л.К. Баранникова, О.Р. Протасова, Л.Н. Чурилина, Е.В. Панченко и другие коллеги. Своим отношением к делу, а то и добрым словом они поддерживали и направляли меня в работе. Прощаться с коллективом техникума было грустно, но мы пообещали друг другу не прерывать связи.
- А как Вы вообще относитесь к каким-либо изменениям?
- Считается, что педагоги - очень консервативные люди, которые с трудом принимают перемены в жизни. Отчасти это так. Наверное, накладывает отпечаток специфика профессии, в которой главное слово - «ответственность». Я тоже совсем не склонна к авантюризму, стараюсь принимать решения обдуманно, чтобы потом о них не жалеть. Что касается изменений в работе, в педагогике сейчас нельзя топтаться на месте, поэтому позитивное, новое изучаю, многое принимаю и не боюсь экспериментировать.
- Считаете, что педагогика - Ваше призвание?
- Да, мне повезло из тысяч профессий выбрать свою, за 26 лет педагогической работы я ни разу не пожалела, что стала учителем.
- Ольга Анатольевна, кто является Вашими помощниками и единомышленниками?
- В Школе искусств у меня достаточно сильный заместитель по учебной работе М.А. Петрик, она хорошо знает и коллектив, и возможности школы, очень грамотно консультирует меня по всем направлениям деятельности. И вообще, люди в коллективе в основном доброжелательные, открытые, чувствуешь их поддержку и желание помочь.
А единомышленниками своими я считаю тех, кто не жалеет себя ради дела, которому служит, требователен к другим не меньше, чем к себе, прямодушен и порядочен. Таким единомышленником я считаю Л.А. Мицай, по многим вопросам наши взгляды совпадают. Думаю, со временем у меня появится больше единомышленников, когда поближе узнаю коллег.
- Почему Вы решили связать свою профессиональную деятельность с детьми?
- Я очень любила школу, в которой училась, так не хотелось с ней расставаться. А еще мне везло с учителями: и дома (тетя, которая меня воспитывала, была учителем с 30-летним стажем), и в школе, и потом в университете. Хотелось быть похожей на них.
- На сегодня сколько детей занимается в Школе искусств?
- Около пятисот человек.
- По каким направлениям работает школа?
- В школе 8 отделений: фортепианное, хореографическое, народное, струнно-смычковое, теоретическое, театрально-хоровое, художественное и эстрадного вокала.
- С какого возраста ребята могут поступить в школу?
- Совсем недавно открылась «Школа раннего развития», которую могут посещать дети с 3 лет. А на все остальные отделения в мае начинается прием ребят с 6 лет.
- Говорят, творческим человеком можно родиться, но нельзя им стать. Как преподаватели воспитывают тягу к творчеству у учащихся?
- Очень спорное утверждение. Знаю, что над разгадкой проблемы творчества бьются не только психологи, физиологи, но и генетики. Но никто из них еще не поставил точку в этом исследовании. Думаю, что все люди рождаются со способностью творить, созидать что-то новое, но если творчество понимать в высоком смысле слова как процесс создания уникальных произведений, то это удел немногих.
В Школе искусств очень хорошие преподаватели, они воспитывают в учениках тягу к творчеству личным отношением к преподаваемому предмету. Мне удалось побывать на уроке Е.Г. Буркова, который действительно творит вместе с учеником, воспитывая и музыкой, и личным примером.
- Применяются ли на практике какие-то инновационные методики?
- Пока мне трудно об этом судить, ведь я не была еще на занятиях других коллег, да и говорить об инновациях можно будет только тогда, когда мне удастся понять специфику преподавания в Школе искусств, где сочетаются индивидуальные и групповые методики. Но то, что преподаватели используют в работе современные компьютерные технологии, - это очевидно.
- Как Вы считаете, для чего ребенку нужно дополнительное образование в какой-либо области?
- Дополнительное образование - это часть общего образования, оно позволяет ребенку максимально и разносторонне реализовать себя как личность, а зачастую и открыть в себе путь к будущей профессии.
- Какое отделение пользуется наибольшей популярностью?
- Нельзя сказать, что одно из отделений пользуется популярностью, а другое - нет. Ученики вместе с родителями определяют, что им ближе, где у ребенка в большей степени раскроются способности. Много ребят на фортепианном, театральном, художественном и эстрадном отделениях, некоторые успевают совмещать сразу несколько направлений - ищут себя.
- Какие планы на ближайшее время?
- Хочется побыстрее вникнуть во все тонкости образовательного процесса в школе, узнать каждого члена коллектива, чтобы вместе сделать его сильным и единым, а Школу искусств - одной из самых лучших в области.
- Спасибо за интересную беседу.