Сегодня на Амуре № 49 (12 декабря) 2012 г.


У Белогорска достаточно опыта

 

интервью

 

3 декабря Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления совместно с Всероссийским Советом по местному самоуправлению провел заседание «круглого стола», посвященный проблемам взаимодействия законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с представительными органами местного самоуправления. Участие в нем приняли депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители органов законодательной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Белогорск и региональное отделение Всероссийского Совета по местному самоуправлению на этом заседании представляла председатель городского Совета народных депутатов Виктория Гратий. В интервью корреспонденту газеты «Сегодня» Галине Кучерявой она рассказала о главных аспектах прошедшего мероприятия.

 

- Виктория Владимировна, расскажите, каким вопросам был посвящен «круглый стол»?

 

- Основной вопрос, который обсуждался, заложен уже в самом названии мероприятия - «Дальнейшее налаживание постоянного и конструктивного взаимодействия региональных представительных органов и муниципальных».

 

Развитие региона невозможно без активного участия органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории этого региона. Ведь именно органы местного самоуправления могут наиболее точно выразить общественные потребности территории и представить их для рассмотрения в законодательный орган субъекта РФ, обсудить способы их решения. А без систематического и глубокого сотрудничества, объединения усилий, согласования стратегических планов и тактических программ развития невозможно организовать слаженную и эффективную работу по решению общих социально-экономических задач.

 

Наша страна велика и многообразна. Такой территорией непросто управлять, особенно из центра. Поэтому сейчас руководством страны задан курс на децентрализацию публичной власти. Регионы и муниципалитеты получают больше свободы, вопросов ведения, возможностей. А значит, увеличивается их значимость и ответственность. При этом роль муниципалитетов возрастает.

 

Например, как отметили участники круглого стола, недавно вступил в силу Федеральный закон о выборах губернаторов. В нем прописан механизм участия глав муниципальных образований и местных депутатов в выдвижении кандидатов. Это заставляет кандидатов в губернаторы заранее начать взаимодействовать с муниципальным сообществом.

 

- А какие основные цели преследовал «круглый стол»?

 

- Целью любого «круглого стола» является совместная выработка плана дальнейших действий в заданном направлении. Обычно он формируется в виде рекомендательного документа, который потом реализуется на местах с учетом специфики территории. Для этого участники «круглого стола» озвучивают проблемы, с которыми сталкиваются в ходе работы, высказывают предложения, которые изучаются, систематизируются и формируются в Рекомендации. На этом «круглом столе» такой документ тоже был разработан. Я уже передала Рекомендации в Законодательное собрание Амурской области.

 

На очередном заседании городского Совета ознакомлю с ними и наших белогорских депутатов. Обсудить действительно есть что.

 

- Виктория Владимировна, можете обозначить проблемы, которые были затронуты, и какие пути были предложены для их решения?

 

- Сразу хочу сказать, что разговор был очень конструктивным и вышел за рамки обозначенной темы. Представители муниципалитетов высказывали «свою боль», и я еще раз убедилась, что в нашем маленьком городе, как в капле воды, отражается общая картина, характерная для всей страны.

 

Первая проблема - финансы, вернее, их нехватка. С начала действия нашего основного закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N131-ФЗ вопросов местного значения, то есть тех вопросов, решение которых муниципалитет обязан обеспечить населению для комфортного проживания за счет своего бюджета, было порядка двадцати. Теперь их более сорока, фактически в два раза больше. А ведь денег на их исполнение не прибавилось.

 

Большинство муниципальных образований остаются дотационными. Для того, чтобы изменить ситуацию, муниципалитетам необходимо дать возможность самим зарабатывать деньги, увеличивать собственные доходы. Как сказал ведущий «круглого стола», председатель комитета Государственной думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев, «дать не рыбу, а удочку». Для этого необходимы изменения в Бюджетный, Налоговый кодексы, другие федеральные законы. Подчеркну, речь идет не об увеличении, а о перераспределении налогов и оптимизации налоговых льгот.

 

Другая острая проблема - нехватка кадров. В квалифицированных управленцах местное самоуправление, без преувеличения, испытывает «кадровый голод».

 

Сейчас подготовка и переподготовка муниципальных кадров находится в ведении региональных властей. Участники «круглого стола» отметили, что нужна и федеральная программа. Но эта программа не должна подменять полномочия региональных властей, а создать систему, предусмотреть технологическое, техническое освещение, Интернет-ресурс, чтобы люди четко понимали, что такое местное самоуправление.

 

- Выделите самые интересные, на Ваш взгляд, предложения.

 

- В рамках темы круглого стола мне очень понравилась рекомендация предварительного обсуждения в местных представительных органах тех региональных законов, которые непосредственно касаются местного самоуправления. То есть, перед тем, как закон будет принят в Законодательном собрании, он обсуждается местными советами во всех муниципалитетах области. Депутаты путем голосования решают, поддерживают ли они этот законопроект или предлагают коррективы. Такое взаимодействие делает работу представительных ветвей власти более мобильной. Нас услышат не только в ходе практической реализации закона, а еще при его подготовке.

 

Также мне понравилось предложение по повышению уровня работы муниципальных депутатов путем организации проведения различного рода обучающих мероприятий (семинаров, консультаций). При этом придать этой работе плановый, преемственный, а не разовый характер. Например, создать «Школу молодого депутата», ориентированную на повышение компетентности депутатов, избранных впервые. Проводить заочные консультации депутатов через сайт Законодательного собрания.

 

Еще одно интересное предложение - проведение различных конкурсов среди представительных органов одного региона, это стимулирует представительные органы к улучшению работы. В общем, рекомендаций много, и нам совместно с Законодательным собранием Амурской области есть что внедрять и что совершенствовать.

 

- А что бы Вы применили в своей практике?

 

- Мне действительно понравились некоторые идеи моих коллег. Например, в Липецке после выборов депутаты обобщают наказы, которые каждый получает во время выборной кампании. Они их сводят воедино и потом совместно решают, какие из наказов будут в ближайшие годы реализовывать. В самом деле, хороших идей много, но нужно исходить из целесообразности и возможностей муниципалитета: финансовых, людских, технических.

 

И еще одно, на мой взгляд, очень интересное предложение. В вузах ежегодно на факультеты государственного и муниципального управления достаточно большой конкурс, ведь профессия считается престижной. Ежегодно такой вуз выпускает порядка ста специалистов. А вот куда они потом деваются? Растворяются в частных структурах в мегаполисах. Для того чтобы этого не происходило, профессором Российского государственного социального университета Ольгой Уржа было озвучено следующее предложение: муниципалитет с институтом заключают соглашение, деканат предоставляет руководству муниципалитета информацию о студентах, которые приехали учиться с их территорий. Дальше уже муниципалитет работает со своими студентами в течение всего периода их обучения индивидуально. Им помогают, ребята здесь проходят практику, пишут дипломы на актуальные для муниципалитета темы и так далее. С ними уже хорошо знакомы в администрации, и они уже хорошо ориентированы к конкретной территории. В результате уровень их профессиональной подготовки значительно выше, они не только теоретики, но уже и практики, и после окончания вуза куда, скорее всего, пойдут работать? Конечно, к нам. Такой специалист действительно дорогого (в хорошем смысле) стоит, и это реальный шаг к решению проблемы кадров на местах.

 

- Виктория Владимировна, Вы впервые принимали участие в мероприятии такого уровня?

 

- Я впервые была в Государственной думе. Если снова будет возможность, обязательно приму участие в подобных мероприятиях. Но тогда мне бы уже хотелось выступить с докладом. У Белогорска тоже достаточно опыта, и нам есть, что рассказать.

НазадАрхив