Сегодня на Амуре № 5 (8 февраля) 2012 г.


Образование в условиях «автономки», или какие будут сюрпризы


образование
 

«Все образование в России станет платным с 2012 года, потому, что все школы, детские сады и учреждения дополнительного образования переходят на самоокупаемость»… Несколько дней назад письмо с таким содержанием получила по электронной почте от подруги. Вернее, это была ссылка на текст, опубликованный в Интернете. Кем - уже сейчас и не откопаешь. Ссылка разошлась по сети, концы растворились. А основная мысль и одновременно причина достаточно серьезных заявлений сводилась в тексте к необходимости смены статуса образовательных учреждений на «автономные некоммерческие организации».

 

Интересно, но, видимо, это послание пришло по почте не только мне. На днях дочь-пятиклассница пришла с занятий по хореографии и рассказала то же самое. Мол, все, мама, школа будет платная, кружки тоже, выбирай, что делать будем - учить русский язык и математику или на танцы ходить, потому что все и сразу, скорее всего, будет дорого обходиться.

 

- Это сегодня все мамы с бабушками, которые за детьми пришли, в раздевалке обсуждали, - пояснила она в счастливом предвкушении, что теперь-то уж точно уроков меньше придется учить.

 

- Действительно, так и будет, - уверяла по телефону одна из родительниц, которая тоже оказалась в курсе. И даже текст «интернетовский» зачитала, гневно ругая сначала чиновников всех уровней, потом директоров школ и дошкольных учреждений за то, что о грядущих изменениях решили не особо распространяться.

 

- Скоро, мол, сюрприз будет, вот увидишь, - уверяла она, цитируя информацию неизвестного автора. - «Согласно принятому закону, большая часть учреждений социальной сферы - больницы, школы и детсады - перейдут с бюджетного финансирования на самоокупаемость. Государство станет оплачивать лишь часть услуг, которые те же школы предоставляют гражданам».

 

А далее по тексту самое невероятное: «Единственное, что ребенок может получить бесплатно - это несколько базовых предметов. Речь идет о русском языке (2 часа в неделю), английском языке (2 часа в неделю), математике (2 часа в неделю), физической культуре (2 часа в неделю) и истории (1 час в неделю)».

 

Очень-очень «нравится», когда некоторые люди со знанием дела обсуждают проблему и даже, якобы, цитируют документы, при этом ни слова не говоря о том, какой это документ, когда он вступил в силу, где и когда был опубликован. Хотя разбираться, о чем идет речь, пришлось недолго. Достаточно было обратиться за комментариями в комитет по образованию и делам молодежи администрации Белогорска.

 

Как сразу сказала ведущий специалист Елена Пальваль, речь идет о 83-м Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В народе просто 83-й ФЗ. Он дает государственным и муниципальным учреждениям право становится автономными, то есть получить больше самостоятельности в распоряжении теми средствами, которое выделяет государство. И, плюс к этому, на вполне законных основаниях получать внебюджетный доход (видимо, это автор сетевого опуса назвал «переходом на самоокупаемость»).
 

- С 1 января этого года статус «автономной некоммерческой организации» имеют в Белогорске 8 из 11 общеобразовательных школ, все детские сады и учреждения дополнительного образования, - объяснила Елена Пальваль. - Но это вовсе не значит, что теперь за все придется платить родителям. Ни о каком переходе на платное образование, в том числе оплате отдельных предметов в рамках школьной программы, не может быть и речи.

 

Представьте, что в какой-то школе, детском саду или учреждении дополнительного образования вдруг вышла из строя нужная всем компьютерная техника. Нужно покупать новую. Нужны деньги. Муниципалитет их дает, но до сих пор бюджетные средства заранее четко расписывались по статьям. И в образовательном учреждении в это трудное для компьютерной техники время деньги были выделены вовсе не на закупку оборудования, а, допустим, на ремонт здания, который пока может «потерпеть». Получается, деньги есть, а потратить их на то, что необходимо в данный момент, было нельзя.

 

83-й ФЗ применительно к системе образования кардинально меняет дело, позволяя учреждениям образования более гибко распоряжаться имеющимися ресурсами. Пожалуй, это одно из главных особенностей «автономии». И что самое важное - бюджетные деньги муниципалитета никуда не исчезнут. Став автономным, учреждение получает утвержденную в начале финансового года субсидию из городского бюджета. Причем, она должна быть не меньше той, что была в прошлом году. И далее в течение года учреждение самостоятельно распределяет полученную субсидию по своим статьям расходов, имея возможность при необходимости «перекидывать» средства с одной статьи на другую без долгих согласований. Более того, администрация автономного учреждения имеет право заключать все договоры (например, на поставку продуктов питания, на выполнение ремонтных работ) с теми поставщиками и подрядчиками, которые предлагают более выгодные условия, никаких конкурсов, публикаций заявок и котировок не нужно. Это значительно упрощает работу руководства школы, детского сада или учреждения дополнительного образования. Но раз в квартал за каждую потраченную копейку придется отчитаться действующему наблюдательному совету, в состав которого входят представители администрации, комитета по образованию, педагоги и родители.

 

- Я вхожу в состав нескольких наблюдательных советов, - говорит заместитель главы по социальным вопросам Галина Бурмистрова. - Несколько раз уже посещала заседания совета в детских садах, которые еще в прошлом году перешли на автономный режим работы.

 

Иными словами, объясняет Галина Бурмистрова, для автономных учреждений городская администрация выступает заказчиком: предоставляет субсидию и покупает у образовательного учреждения услугу - набрать определенное количество детей и в течение года предоставить бесплатно для граждан образовательные программы и всем, что положено. А коллектив учреждения эту услугу продает: использует полученные деньги и выполняет работу. Администрация финансирует основные затраты, включая заработную плату, коммунальные расходы и часть остальных затрат(игрушки или пособия и расходные материалы для занятий в кружке), при этом другую часть расходов учреждение образования должно заработать самостоятельно. Поэтому в ближайшее время стоит ждать не платных уроков по биологии, а дополнительных услуг, которые могут оказаться вполне востребованными.

 

Допустим, в школе смогут открыть платный кружок китайского языка. Или желают дети заниматься макраме и плести кружева на коклюшках - учреждение дополнительного образования находит педагога и открывает кружок. Есть спрос на занятия айкидо - пожалуйста, это тоже можно будет организовать за дополнительную плату, если появится желание.

 

- По этому поводу мы обязательно соберем родительское собрание, - говорит директор МОАУ ДОД Центр юношеского технического творчества Ирина Маркидонова. - Планируем это сделать 19 февраля и обо всем важном поговорить. Возможно, кого-то из родителей не обрадует тот факт, что теперь им придется самим софинансировать приобретение расходных материалов для занятий ребенка в кружке, но…ничего не поделаешь. Хотя по-прежнему, в индивидуальном порядке будет решаться вопрос с детьми из многодетных или малообеспеченных семей. Такая практика освобождения от родительской платы детей из многодетных и малообеспеченных семей есть во всех автономных образовательных учреждениях.

 

И вроде бы все понятно. Все говорит о том, что фактически вынужденный переход на автономию должен не навредить. Но справедливости ради стоит признать, что кроме родителей учащихся есть и руководители учреждений, которые не совсем представляют, что из этого может получиться и как им жить дальше.

 

- А бояться тут нечего, нужно принять как данность, раз федеральный закон велит, - говорит директор муниципального образовательного автономного учреждения дополнительного образования детей Центр творческого развития и гуманитарного образования Наталья Кучер. Кстати, всем известное ЦРО в условиях «полуавтономии» работало в Белогорске с 2001 года.

 

- В мае прошлого года мы полностью перешли на автономию, - говорят педагоги центра.

 

Первоначально сели и просчитали все ресурсы - материальные и людские.

 

А руководитель учреждения добавляет, что для успешной работы спектр предоставляемых услуг должен быть достаточно объемным, поэтому еще больше возникает необходимость задумываться о рентабельности учреждения, что они и делают. Причем, весьма успешно.

 

Выходит, возбуждение тех неравнодушных родителей, кто поддается на такие информационные провокации, беспочвенны. Хотя, увы, среди директоров учреждений городов, сел и деревень, наверняка, можно иногда встретить отдельные «экземпляры», которые склонны к «самоволке», оперируя, возможно, не очень понятными формулировками из разных документов. И виноват здесь не 83-й ФЗ, а пресловутый «человеческий фактор». Поэтому родителям сегодня просто необходимо быть граждански активными и законодательно подкованными.

Анна Нурадилова

НазадАрхив