Сегодня на Амуре № 51 (26 декабря) 2012 г.


«Мы боимся, что нас сожгут…»

 

разбор полетов

 

Две белогорские семьи, проживающие в двухквартирном деревянном доме по улице Кирова, рискуют оказаться на улице. Их собственное жилье - давно не крепость. Все потому, что почти 20 лет назад директор Белогорского маслозавода Николай Водолагин купил этот дом и заодно, выходит, жителей вместе с ним. А теперь территория под ветхим строением стала лакомым куском для продажи. Почему жильцы барака боятся, что их дом сожгут, и зачем Водолагин подал в суд, на который сам не явился, разбиралась корреспондент «Сегодня» Анна Нурадилова.

 

История на первый взгляд почти мистическая. То вдруг забор, огораживающий дом от территории маслозавода по чистой случайности загорится, то сторожевая собака, учуяв чужих, разрывается по ночам. Но жители, конечно, прекрасно понимают, что дело тут не в мистике и, скорее всего, не в случайных совпадениях. От этого поступающие угрозы воспринимаются с еще большей опасностью.

 

- Собака если лает по ночам, я обязательно выхожу, проверяю, все ли в порядке, - рассказывает житель квартиры N1 Алексей Караван. Угрозы уже не раз поступали, поэтому опасаемся.

 

Его отец Леонид Дмитриевич Караван - самый пожилой житель этого дома - разменивает восьмой десяток, и здоровье, конечно, уже не то, что раньше. Жена умерла, дети давно выросли и уже сами родители с большим стажем.

 

- Выходит, третье поколение уже в этих двух квартирах, а мы все воюем с Водолагиным за свои несчастные квадратные метры, - говорит он и рассказывает, что еще в 1957 году квартиру предоставили от некогда существующего в Белогорске предприятия «Госплемрассадник». От него же квадратные метры получила и вторая семья. Теперь они вместе пытаются отстоять то, что в принципе, отстаивать не должны были бы.

 

- Как на пороховой бочке живем с 1993 года, - рассказывают жители дома. - В то время директор маслозавода Николай Водолагин решил расширить территорию предприятия и, видимо, сумел договориться с тогдашней главой Светланой Поносовой. Участок земли он получил, но на нем располагались жилые дома. Три из четырех деревянных барака расселили. Один - до сих пор предмет спора. Оказалось, что Водолагин купил его за сто тысяч рублей вместе с жителями.

 

- Каким образом в свое время (1993 год) в годы правления Поносовой он смог зарегистрировать договор купли-продажи? - задается вопросом жительница квартиры N2 Наталья Король и предполагает, что без помощи предприимчивой чиновницы, наверняка, не обошлось.

 

- Здесь ведь проживают живые люди, есть домовая книга, - до сих пор не укладывается у нее в голове. - В 1993 году здесь жила моя мать, я и мой 4-летний ребенок. Как можно купить дом с жителями? У нас, что рабовладельческий строй, а Николай Водолагин - господин?

 

Ее соседи - семья Караван - тоже уже давно как на постое у хозяина. Они рассказывают, что мечтали по-новому обустроить дворовую территорию дома, выкопать погреб, но ничего из этого делать не стали.

 

- Потому что если встречаемся с Водолагиным, допустим, на улице, он постоянно говорит: «Выселяйтесь, выселяйтесь, уходите и не вздумайте ничего строить, мол, скоро ваш дом с землей сравняют». Вы знаете, это вот такая ненависть в его глазах и в его тоне постоянно ощущается, - говорит дочь Леонида Дмитриевича Караван, а ее отец добавляет, что уж какие теперь пристройки во дворе, когда даже дрова на зиму с оглядкой покупать приходится. Вдруг в середине зимы выселят.

 

Хотя надежда на спокойное проживание была, причем, более чем оправданная, поскольку в 2010 году терпение у жильцов лопнуло, и они обратились в прокуратуру.

 

- Указанная квартира на основании договора передачи квартир, домов в собственность граждан не передавалась. Заявление на передачу данной квартиры в собственность в порядке приватизации в КИО не поступало. Дополнительно разъясняю, что вы вправе реализовывать свое право на получение данной квартиры в собственность, в порядке приватизации, - зачитывают жители ответ прокурора города и рассказывают, что на следующий день после его получения пошли собирать необходимые документы на приватизацию жилплощади. А спустя установленные законодательством сроки на руки получили в администрации города свидетельство на право собственности на квартиры, которые в свое время купил Водолагин.

 

- Но мы то об этом факте не знали совсем, - рассказывает Наталья Король. - Он этот договор купли-продажи 15 лет скрывал, и как узнал, что мы квартиры приватизировали, все просил, покажите-покажите документы. Только мы их в доме не храним, опасаемся, мало ли что произойти может. Забор ведь уже горел, да так, что пожарную машину вызывать пришлось.

 

Казалось бы, теперь, когда есть свидетельство о собственности на жилье, жильцам дома можно не переживать, что однажды их выгонят на улицу. Вот только на самом деле о спокойном проживании по-прежнему, лишь мечтается. Николай Водолагин подал в суд и просит признать договоры о приватизации двух квартир недействительными. Для чего ему это нужно, как говорится, к бабке не ходи. Земля под ветхим строением - коммерчески выгодный проект, с которого можно получить приличные деньги. Еще бы - рядом «Авоська», район быстро развивается, и то, что раньше стоило копейки, сейчас стоит очень дорого.

 

- А что живые люди здесь живут, его не волнует, - сетуют жители двух злополучных квартир и вспоминают, сколько раз в свое время ходили на прием к Поносовой.

 

- Просили, умоляли, чтобы она решила вопрос с Водолагиным, - рассказывают они подробности этих встреч. - Она даже не пыталась ничего делать, только улыбалась в ответ. Хотя в плане ОАО «Белогорский маслозавод» стоят на балансе два 45-квартирных дома, предназначенных для расселения жителей. Но расселять нас никто не собирался.

 

Теперь разбираться в ситуации придется действующей администрации города. В суде вместе с жителями дома они выступят ответчиками.

 

- Администрация города Белогорска полностью на стороне жителей, - говорит председатель КИО Дмитрий Саржевский. - Считаем неприемлемым лишать граждан, которые законным образом получили жилье, их собственности с целью обогащения акционерного общества путем продажи земельного участка.

 

Кстати, первое организационное заседание по делу уже состоялось, но ни истец Водолагин, ни его представитель не явились.

 

- Что вообще-то, нам непонятно, - опять сетуют жители, говоря, что мотать нервы уже устали.

 

- Мы во всех документах видим, что Водолагин Николай Васильевич, директор ОАО «Белогорский маслозавод», не знаем, как это расценивать, сейчас на территории маслозавода продают елки, работает автомойка, шашлычная. Есть буквально все, но только не производится та продукция, которую обязан производить маслозавод, - говорят они, может быть, не совсем по теме. Но видимо, уже накипело так, что дальше просто некуда.

 

Вместе с тем, директор несуществующего маслозавода комментировать ситуацию с жителями многострадального дома не желает.

 

- Отстаньте от меня, - отвечает он по телефону и отключается.

 

Тем не менее, газета «Сегодня» будет следить за тем, что будет дальше. Следующее судебное заседание назначено на 17 января 2013 года.

Анна Нурадилова

НазадАрхив