Сегодня на Амуре № 11 (20 марта) 2013 г.


Новый жених мамы, или Не разводите папу

 

ситуация

 

Как отнестись к новому и позднему браку пожилого отца или матери? И кто вправе требовать развода, если новый член семьи не нравится взрослым детям? На такой житейский вопрос с одной стороны и чисто юридический с другой, недавно ответил Верховный суд, пересматривая весьма любопытное гражданское дело. В Белогорске до Верховного суда пока не доходит, но неравные браки никто не отменял, а значит, есть чему поучиться.

 

«Если понятие неравного брака существует, то только в головах людей, а я считаю, что никакой неравности быть не может, когда два человека любят друг друга»… Как двадцатилетняя девчонка, об этом твердила одна из жительниц Белогорска своим близким подругам. Ей уже давно за сорок. С мужем развелась около пяти лет назад, дети выросли и уже имеют свои отдельные семьи.

 

- Живет мама одна в четырехкомнатной квартире, - рассказывает про нее старший сын. Он старается воздержаться от нелестных высказываний о ее недавно появившемся ухажере и не скрывает, что уже дважды разбирался с ним по-мужски, только из этого ничего не вышло, и стало даже еще хуже.

 

- Теперь мы с матерью вообще не общаемся, - признается он. - Она упрекает меня в том, что я эгоист и не даю ей построить свое женское счастье. Но ее любовник всего на четыре года старше ее младшего сына и практически мой ровесник. Что может его связывать с женщиной вдвое старше?

 

Кто этот смелый мужчина, что из себя представляет, и насколько его намерения серьезны, остается только предполагать. Может быть, действительно, любовь. Она ведь, как известно, «страшная сила». Вот только взрослые сыновья женщины в это не очень-то верят. При этом они признают, что в последнее время мама стала совсем другой. Избавилась от вечной депрессии, похорошела, посвежела и словно на крыльях летает. Но как выяснилось, недавно уже успела прописать молодого жениха в своей квартире, доверяет ему свой автомобиль и управление небольшим бизнесом, а еще всерьез рассказывает о том, что собирается выйти замуж.

 

- Да я этого урода… не знаю, что с ним сделаю, - более несдержан оказался в эмоциях младший сын женщины. Заметно, что он с трудом рассказывает о ситуации - выносить «сор из избы» не хочется. Но как говорит, готов на все, лишь бы не допустить непростительной ошибки матери. И даже подать в суд, если вдруг дело действительно дойдет до свадьбы.

 

Вместе с тем, даже психологи признают, что более спокойно окружающие относятся к тому, когда мужчина намного старше женщины. А если наоборот, то это уже почти извращение. По крайней мере, именно так это воспринимается в обществе. И, тем не менее, такие истории совсем не редкость.

 

Злые языки в таких случаях склонны говорить, что в основе подобных браков лежит какая-либо корысть и что они в силу этой и других сопутствующих причин будут непрочны.

 

Не секрет, что вопросы наследства, кому достанется квартира, дача, машина и прочее добро, часто ставят в тупик взрослых детей, когда их родитель в преклонных летах решает круто изменить свою жизнь и жениться. Вполне житейская ситуация, с которой сталкивается немало семей, может разрешиться двумя способами. Первый - самый простой - поздравить родителя с браком и появлением в семье теперь уже не постороннего человека.

 

Второй, к сожалению, более распространенный. В новом супруге взрослые дети видят угрозу семье и ее материальным ценностям. Они очень часто считают, что брак заключен не для создания новой семьи и взаимопомощи, а в погоне за наследством, и всеми силами стараются этому помешать. А если не получилось, и печать в паспорте родителя все же появилась, то такой брак дети стараются расторгнуть. Что в такой ситуации законно, а что нет? Об этом рассказывает Российская газета в одном из недавних номеров. Примеры тоже конечно, вполне конкретные.

 

В суд обратился прокурор района и попросил судью признать брак пожилого человека фиктивным, так как супруги, по его словам, вместе с момента регистрации не жили, да и пожилой человек не совсем понимает, что вокруг происходит.

 

Прокурор официально выступил в интересах женщины, которая была дочерью пожилого человека. Надо сказать, что у прокуроров есть право выступать либо в интересах конкретного человека, либо «неопределенного круга лиц».

 

Но районный суд такое заявление у прокурора не принял. Вторая инстанция подтвердила - все правильно. Дело в итоге дошло до Верховного суда. А он все решения не принимать у прокурора заявление отменил, и дело вернул в районный суд. Вот какими соображениями высший суд руководствовался.

 

По Семейному кодексу брак признается фиктивным, если один из брачующихся не понимал своих действий. Причем, заявить об этом может «вторая половина», интересы которой таким браком нарушаются. Выходит, вроде как второй супруг не знал, что брак не настоящий и поддался на уговоры, далекие от настоящей цели - создать семью. Так что, просить признать брак незаконным имеет право лишь супруг. Или, если он не может, то прокурор действует в его интересах. Ну, а дочь, сын, в общем, дети не могут по закону подавать заявление о признании родительского брака недействительным.

 

А если у судьи и окажется такое заявление - о признании брака фиктивным, то на этот случай Верховный суд еще раз перечислил основания, по которым брак - фикция. Если не было добровольного согласия одного из супругов, если присутствовал обман, заблуждение, насилие. Если человек реально не понимал, что происходит в момент заключения брака.

 

Кстати, Верховный суд подчеркнул - желание дочери признать брак отца фиктивным можно реализовать. Но для этого она должна обратиться в суд сама. И уже там доказывать, что родитель болен и не понимает, что творит. А суд вправе проверить доводы о здоровье родителя.

 

Вот такая получается история.

Анастасия Чернявская

НазадАрхив