Сегодня на Амуре № 12 (27 марта) 2013 г.


Продать талоны в баню станет сложно

 

власть и люди

 

«Если повезет, купишь около бани льготный талон на помывку - и парься себе почти в четыре раза дешевле, чем положено». Такую вот «ценную» информацию раздавала одна из пассажирок общественного транспорта. Говорила приятельнице, а заинтересовалась половина автобуса. В результате еще несколько остановок подряд разговаривали про баню, городской бюджет, который компенсирует банные услуги населению, и тех, кто плевать хотел на то, как правильно. Главное, чтобы себя не обидеть. Хотя мнения, конечно, разделились. Нечасто, но все же звучали высказывания про то, что продажа отдельными белогорцами банных талонов - это, по сути, настоящее воровство реальных денег из бюджета, которые город мог бы с пользой потратить на другие нужды. Вот только вряд ли при этом кто-то осознавал, что речь идет о нескольких миллионах рублей…

 

Никто не будет спорить, что человеческий фактор (кадровая политика на местах) имеет решающее значение в развитии любого муниципалитета. Но все-таки основой в управлении территорией был и остается местный бюджет, который формируется не по усмотрению местных органов власти, а согласно Бюджетному и Налоговому кодексам, а также другим нормативно-правовым актам регионального и федерального масштабов.

 

Денег всегда не хватает. Это касается и отдельных людей, и государства в целом. «Мы делили апельсин. Много нас, а он один». При планировании бюджета в части доходов и расходов на каждый финансовый год, этот известный с детства стишок вспоминают, наверное, все финансисты муниципалитетов и субъектов Федерации. Белогорск, безусловно, тоже не исключение. Хотя бы потому, что с каждым годом меняется законодательство, растет число полномочий и требований, которые возлагаются на муниципалитет города, а вместе с тем увеличиваются расходы. И нормально так увеличиваются.

 

К примеру, произошли изменения в части проведения диспансеризации и прохождения медосмотра работниками бюджетной сферы, и как естественный результат - расходы на эти цели подросли сразу на полтора миллиона рублей. Вместо прежнего 1,1 миллиона, они составляют теперь 2,5 миллиона, которые должны были быть предусмотрены в бюджете города на этот год. Это только один пример. А их десятки.

 

Как говорят специалисты финансового управления города, при планировании бюджета приходится, как в большой малообеспеченной семье, из самого необходимого выбирать неотложное. А еще ведь курс взят на развитие города, и топтаться на месте, когда уже сделано несколько существенных шагов вперед, совсем не хочется.

 

- За скучными для некоторых цифрами бюджета стоят реальные городские проблемы, реальные полномочия и обязательства, которые возложены на муниципалитет, - говорит начальник финансового Управления администрации Белогорска Лариса Синько.

 

Из каких затрат складываются расходы, финансисты рассказывают подробно и более чем понятно. Они говорят, что расходная часть бюджета проектируется в объеме 1 млрд 383 млн рублей. Для простого обывателя цифра, наверное, огромная. А уж если не вдаваться в особые подробности реальных расходов, то и вовсе будет казаться, что денег на все должно хватить. На деле получается не все так, как хотелось бы.

 

- Если представить бюджет города в виде круглого пирога, и разделить его на нужные кусочки по потребностям, то получится, что львиная доля - 72,4 процента - это расходы на образование и ЖКХ, - поясняют специалисты финансового Управления администрации города. Они рассказывают, что в этот большой «кусок» расходов входит заработная плата бюджетников дошкольного общего и дополнительного образования, содержание зданий, включая коммунальные платежи за отопление, водоснабжение, электроэнергию. Сюда же относится охрана школ и детских садов, выполнение в образовательных учреждениях многочисленных требований контролирующих служб и ведомств, таких как Роспотребнадзор и пожарные. Заготовка топлива для городских котельных, ремонт дорог, освещение улиц, содержание службы по содержанию дорог и благоустройству города и еще много-много всего важного как в образовании, так и в ЖКХ.

 

Получается, на все остальные городские нужды не так уж и много - менее 30 процентов от оставшегося пирога. В нем расходы на культуру - это парки, библиотеки, дома культуры. Плюс сюда же поддержка общественных организаций и социальная поддержка отдельных категорий граждан. Еще строительство, по которому Белогорск на первом месте в области, содержание социального такси, городские праздники и спортивные мероприятия, безопасность и… еще многое другое. Все это в конечном итоге тоже выливается в приличную сумму.

 

С доходами все тоже давно не просто. Бюджет дотационный, как и во всех остальных территориях. Как говорит Лариса Синько, собственные доходы города состоят из налоговых поступлений и использования муниципального имущества.

 

- Я всегда сравниваю, что в 1998 году, когда пришла работать в администрацию, 47 процентов от налоговых поступлений оставалось в местном бюджете, - говорит Лариса Синько. - Это было много, и мы все равно еле-еле концы с концами сводили. Сегодня от общего количества налоговых поступлений в бюджете города остается только 24,5 процента. Остальное уходит в бюджеты области и Федерации. И нормативы налоговых отчислений правительством РФ ежегодно пересматриваются. В 2012 году в связи с изменениями в законодательстве город лишился еще 10 процентов поступлений от налога на доходы физических лиц, а ведь это основной налог, за счет которого пополняется доходная часть бюджета.

 

- До 1 января прошлого года более 40 процентов этого налога оставалось в городской казне, это примерно 426 млн рублей, - объясняют финансисты одну из причин сложностей в бюджете города. - Теперь это только 30 процентов. Разница почти 100 миллионов, которых городская казна лишилась. Это значительная сумма. Еще 10 миллионов ушло из доходной части бюджета в виде поступлений за штрафы по ПДД. С транспортным налогом тоже частые изменения. То он оставался в бюджете города, теперь уходит в бюджет области.

 

- Если бы таких изменений не произошло, то с учетом сохранения нормативов по НДФЛ за 2008 год, городская казна имела бы дополнительно как минимум 60 миллионов рублей, - снова сравнивают финансисты.

 

Зато очевидна положительная динамика с неналоговыми доходами, и здесь никакие нормативные изменения повлиять не могут. В 2008 году в бюджет от использования муниципального имущества поступало всего чуть более 60 миллионов рублей. В 2012 году эта сумма составила 195,2 млн рублей. То есть, как минимум, в три раза больше.

 

Порядок в муниципальном имуществе наведен, но «хотелок» много. Как говорят чиновники, многое сделано, но еще больше сделать предстоит, поэтому каждая копейка на счету.

 

Помимо полномочий, которые муниципалитет обязан выполнять, есть в списке так называемые, непопулярные решения. К примеру, городская программа по капитальному ремонту домов. То, что не делалось десятилетиями, местные власти пытаются исправлять. В том числе и за счет средств городского бюджета, хотя такими полномочиями он не наделен. И ни в одном муниципалитете области кроме Белогорска ремонтом домов за счет средств городского бюджета даже не заморачиваются. Раз не бюджетные полномочия, то и не делают, не создавая дополнительных финансовых трудностей.

 

Еще одна головная боль местных чиновников - компенсация затрат на дачные маршруты и как раз те самые льготные талоны на баню, которые некоторые предприимчивые белогорцы приспособились продавать. Их получают те, у кого доходы ниже полуторакратной величины прожиточного минимума. К примеру, в прошлом году на эти цели из городского бюджета было израсходовано 5 млн (!) рублей.

 

- Помню, как мы пытались найти основания для компенсации населению банных услуг, - откровенно рассказывает Лариса Синько. - Просто так, с учетом одних только потребностей этого ведь не сделаешь, нужны бюджетные основания. Иначе та же прокуратура вынесет предписания и придется нести ответственность, поскольку это тоже не входит в полномочия бюджета.

 

Основания нашлись в одном единственном пункте санитарных требований, и как выяснилось, тоже только в Белогорске. Больше ни один муниципалитет такую проблему сам себе не создает. Смысл такой - населению один раз в полугодие выдаются льготные талоны на банные услуги, с помощью которых стоимость одной помывки составляет не 120 рублей, как для всех граждан, а всего лишь 50 рублей. МУП «Экспресс», в ведении которого находится муниципальная баня, эти талоны у населения принимает, затем готовит отчет и подает сведения в администрацию на компенсацию затрат. То есть, городской бюджет возмещает недополученные предприятием доходы. Отчеты составляются ежемесячно, и из них видно, что в течение одиннадцати месяцев в году талонами пользуются единицы. Зато в декабре все льготники как будто бы дружно и срочно идут мыться.

 

- Ситуация повторяется из года в год, - сетуют финансисты и прекрасно знают о том, что происходит на самом деле.

 

- А что, не пропадать же добру, - не скрывая, рассказывают и некоторые получатели льготных услуг. - Ну остались у нас лишние талоны, так мы их предлагаем купить другим посетителям бани. Те забирают, не раздумывая. И им экономия, и нам прибыль.

 

Вот так получается, что на деле льготными услугами бани по большей части пользуются совсем не те, кому они предназначены. А город тратит миллионы. Зачем? И для чего?

 

В этом году на компенсацию льготных банных помывок потребуется более 6 миллионов. Пока из городского бюджета сумели выкроить на эти цели 2 млн 500 тысяч. По сути эти деньги забрали из других статей расходов, сократив затраты и затянув пояса, возможно, в образовании или в культуре, спорте. Еще почти три с половиной миллиона придется опять же изыскивать, забирая там, где они гораздо нужнее. Или городу уже не нужно ремонтировать детские сады? Или у нас достаточно средств на благоустройство, ЖКХ, ремонт дорог?

 

Так что, стоит полностью согласиться с теми пассажирами автобуса, которые посчитали, что, по сути, отдельные льготники просто воруют деньги из городского бюджета. Пусть даже таким предприимчивым способом, как продажа талонов на баню.

 

Впрочем, по поручению главы Белогорска сейчас предпринимаются меры для того, чтобы талонами в баню пользовались действительно те, кто в них нуждается. Так что, скоро этому «бизнесу» будет положен конец…

Анна Нурадилова

НазадАрхив