Сегодня на Амуре № 16 (24 апреля) 2013 г.


Станислав Мелюков: «Избыточное финансирование будет сокращаться»

 

интервью

 

В Белогорске началась оптимизация бюджета. Коснется она как расходной, так и доходной части. Часть мер будут предприняты уже сейчас и вступят в силу с 1 мая, другие - с 1 сентября года текущего и с 1 января - следующего. О причинах, решениях и перспективах в своем интервью рассказал корреспонденту газеты «Сегодня на Амуре» глава Белогорска Станислав Мелюков.

 

- С чем связана оптимизация, Станислав Юрьевич?

 

- Связано это с тем, что у муниципалитета очень большие, серьезные задачи и для их выполнения обычного и привычного объема доходов, к сожалению, не хватает. Сейчас выход один: или оптимизировать расходы и увеличивать доходы, или не делать ничего. Мы решили, что надо все-таки делать.

 

- Может лучше надеяться на помощь региона, федерации…

 

- Работа по привлечению областных и федеральных средств ведется постоянно. Вы знаете, что Белогорск получит 700 миллионов рублей из 2 миллиардов на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Это самая большая сумма, выделенная муниципалитету в Амурской области. Построим минимум 15-20 домов, то есть целый микрорайон. Для того чтобы эту глобальную задачу выполнить, из городского бюджета тоже нужны расходы. Областная казна помогает нам в софинансировании строительных объектов. Так на ФОК, помимо федеральных 53 млн рублей, предполагается поступление 50 млн областных. Соответственно, нам надо предусмотреть и свою долю. Мы не можем позволить, чтобы ФОК строился как «Бастилия» в Благовещенске, - 30 лет. Мы хотим сдать его в конце следующего года и будем стремиться к тому, чтобы это сделать. Объем запросов и задач от населения города постоянно растет. Но доходная часть бюджета на их исполнение, к сожалению, - нет. Более того, она уменьшается в силу объективных причин.

 

- Каких?

 

- К примеру, если в 2011 году норматив от НДФЛ для Белогорска составлял 43 процента, то в 2012 году - всего 30,5 процентов. Иными словами, 12 процентов потеряли из-за того, что эти доходы теперь перераспределяются в области. А это потери для городского бюджета более 70 млн рублей. Поэтому нам необходимо предпринять определенные меры. Повторюсь, вынужденные.

 

- Многим кажется, что и критичные…

 

- Возможно, на первый, поверхностный взгляд. По факту это точечная настройка расходов. Многие из них - избыточны. Например, исключение из расходов содержание тревожных кнопок в школах. Казалось бы, вопрос непростой. Это безопасность детей. Но, по сути, за три года мы все школы обнесли новым ограждением (если помните, его не было вообще), во многих школах установлено видеонаблюдение, все школы уже третий год охраняются физической охраной не за счет родителей, а за счет средств городского бюджета. Поэтому, когда стали разбираться: а для чего теперь нужна тревожная кнопка (за которую, кстати, платим один миллион рублей в год)? Оказалось, что на этот вопрос никто ответить мне не может. Поэтому было принято решение включить эти расходы в список по оптимизации. И так по каждой позиции есть разумное объяснение. Считаю, что белогорцы должны встретить это с пониманием.

 

- Остановимся поподробнее. Например, на сокращении педагогических ставок в детских садах.

 

- Это не сокращение физических лиц. Это сокращение ставок. К слову, руководители автономий (у нас все образовательные учреждения имеют такой статус) могут их оставить и содержать за счет дополнительных платных услуг. Вырученные средства могут и должны идти на повышение заработной платы не только воспитателей, но и нянечек.

 

- С 1 июля 2013 года по 1 января 2014 года пройдет сокращение 51 ставки педагогического и обслуживающего персонала в учреждениях дополнительного образования...

 

- По факту это либо вакантные ставки, либо ставки, которые занимались совместителями сверх установленной нормы.

 

- Дополнительное образование станет платным…

 

- Дополнительное образование целиком финансируется из городского бюджета. Так сложилось, что работает оно в системе двойных стандартов. К примеру, в Школе искусств родители за дополнительное образование платят, в Гимназии платят… В других учреждениях - нет. Причем опять-таки по некоторым видам услуг, выборочно. Возник вопрос - почему в одних платят, а в других - нет.

 

- Почему?

 

- Так сложилось, но по факту неправильно. Было принято решение унифицировать систему оплаты за услуги, которые муниципалитет оказывает в сфере допобразования. Сумма средств будет чисто символической - 100-200 рублей в месяц. Во-первых, оплата кружка или секции будет стимулировать и родителей, и детей в плане посещения. Не так, как раньше, пошел - не пошел, все равно - бесплатно. Во-вторых, это поможет выполнить Указ президента по повышению заработной платы у работников бюджетной сферы. Деньги будут идти тем педагогам, которые эти услуги оказывают.

 

- На помощь малообеспеченные и многодетные семьи смогут рассчитывать?

 

- Разумеется, позиция муниципалитета в отношении данных категорий семей останется неизменной. Комитету по образованию поручено разработать критерии оплаты услуг допобразования для незащищенных слоев населения. Размер платы будет меньше как минимум вдвое. Но она все равно будет.

 

- Вы упомянули Указ президента…

 

- Здесь необходимо развести понятия: общее образование, дошкольное образование, дополнительное образование. По зарплате первое по закону финансируется из областного бюджета (учителя и техперсонал), второе и третье - из городского бюджета (все категории). По собственной инициативе город в 2011-2012 годах взял на себя расходы на техперсонал в школах с тем, чтобы эти деньги шли на доплаты учителям в то время, когда они были не такими, как сейчас. Тем самым среднюю зарплату учителей по городу мы подняли до 18 тысяч. Потом произошло резкое повышение зарплаты учителей за счет областной субвенции. Муниципалитет, между тем, продолжал нести расходы по техперсоналу.

 

- Сейчас такой возможности нет?

 

- Нет. С 2012 года муниципалитеты платят налог на имущество учреждений образования (раньше они были освобождены). Для Белогорска цена вопроса - 20 млн. рублей, которые в полном объеме ушли в область для обеспечения выполнения Указа президента. Часть из них вернулась, но только детским садам, да и то, покрывая расходы по приобретению мебели. Так что решение в 2013 году вернуть финансирование техперсонала на уровень области совершенно оправданное. Это 9 млн рублей.

 

- Прокомментируйте ликвидацию центра в «Зеленом городке»…

 

- Напомню, мы там создали социально-культурный центр, как филиал ДК «Амурсельмаш». Из бюджета на его приведение в соответствие с нормами пожарной и техбезопасности в 2011-2012 годах был выделен почти миллион. Центр «начинили» разными услугами. Спустя время оказалось, что они никому не нужны. Убрали аптеку, парикмахерскую, студию. Здание опять стоит. А средства на его содержание тратятся. Это более миллиона рублей в год. В связи с невостребованностью решено центр ликвидировать, а здание использовать по другому назначению. Один из вариантов - это реконструкция помещений под жилье для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.

 

- В мерах по оптимизации расходов и сокращение 3 филиалов библиотечной системы…

 

- Там, где эти услуги не востребованы (филиал в «Зеленом городке» на базе социально-культурного центра), и где читателям находиться просто опасно. Особые опасения вызывает двухэтажное деревянное здание библиотеки по ул. Южной, 15 «а». Это бывшее здание военторга. В конце 90-х годов военные передали его городу, как «дрова». Позже, в 2000-х годах, сделали филиал библиотеки. У здания в 270 квадратов даже остаточной стоимости нет… Сейчас находиться там просто опасно. Оно либо вспыхнет, либо обвалится. Из бюджета в то же время на его обслуживание тратится около 250 тысяч рублей в год.

 

- На повестке дня и помещение Центральной городской библиотеки по ул. Гагарина, 19...

 

- Он будет вынесен на обсуждение депутатов 25 апреля. Сядем, посоветуемся. Мы провели мониторинг и результаты его, скажу прямо, более чем однозначны. Возможно, они покажутся кому-то неприятными, но это реальность.

 

- Библиотека не пользуется спросом?

 

- Это уже факт. Мир изменился. Все неэффективное отмирает, и, к сожалению, сейчас библиотека, как это было 15-30 лет назад, себя изжила. Те, кто стремится к знаниям, как правило, пользуются услугами Интернета и для этого не обязательно ходить в библиотеку, читальный зал. Можно и дальше говорить о том, что без библиотеки нет будущего, молиться на нее. Но по сути - это пустое невостребованное помещение, на содержание которого город тратит 7 млн рублей. Я предлагаю жить реалиями сегодняшнего дня.

 

- И какова реальность?

 

- Первое. Книжный фонд хранится в ненормативных условиях, его периодически топит. Второе. Сейчас мы там содержим громадные, то есть не по нормативу, помещения, платим за техническое обслуживание, отопление и так далее, а пользуются библиотекой максимум несколько десятков человек в неделю. И число посещений сокращается. Это не скрывают уже даже сами работники библиотеки. Смысла в таких тратах городских средств не вижу, будем предлагать библиотеку реорганизовать.

 

- Ликвидировать?

 

- Реорганизовывать. Иными словами будем создавать нормальные условия для оставшихся немногочисленных читателей библиотеки в другом, меньшем по площади помещении. Потому что ни федерация, ни область нам эти затраты не компенсирует. Это чисто городские деньги. Даже несмотря на то, что это кому-то покажется кощунственным или каким-то еще. Поскольку вопрос гуманитарный, будем обсуждать его вместе с депутатами. И надеюсь, понимание найдем.

 

- В общем-то, примеров, когда решения власти сначала воспринимались резко, а после наоборот, масса… Переселение Совета ветеранов, строительство музшколы, возрождение стадиона «Амурсельмаш», переезд отдела ЗАГС и многое другое…

 

- Время показало, что решения были верными, администрация видит чуть дальше критиков. И сейчас реорганизация библиотеки - это, уверен, верное решение.

 

- Куда она реорганизуется?

 

- В помещения в Школе искусств. Там, кстати, тоже есть факты нерационального использования помещений, за которые мы тоже, кстати, платим деньги. Наш замысел - освободить несколько кабинетов на цокольном этаже, он сейчас пустует, оборудовать книгохранилище. И то количество людей, которое ходило в библиотеку, прекрасно там поместится: одни будут ходить за книгами, другие - проводить мероприятия.

 

- Вами даны поручения и комитету имущественных отношений, связанные с оптимизацией расходной и увеличением доходной части бюджета…

 

- Среди них обследование муниципальных учреждений на предмет рационального использования помещений и прилегающих территорий, проведение аудита всех заключенных договоров учреждений на предмет выявления ошибок по оплате услуг ЖКХ. Пройдет и проверка земельных участков, не вовлеченных в хозяйственный оборот. Сейчас задача - выявить все пустующее и вовлечь в оборот. Ни одного квадратного метра «простаивать» просто так не должно.

 

- Каков экономический эффект от предстоящих мероприятий по расходной части?

 

- Как минимум 15 миллионов рублей сэкономим уже в этом году. В целом за 2013-2014 года - не менее 30 миллионов. По мере выполнения поставленных задач будет пополняться доходная часть бюджета. Здесь надеемся на более тесное взаимодействие со службой судебных приставов. К сожалению, они пока не выполняют тот объем работы с должниками, который уже есть и в сфере ЖКХ, и в работе административной комиссии. Это расхолаживает. Каждый должен понимать: если должен - надо заплатить. К сожалению, коммунизм не построен. А в существующих условиях любой источник дохода в бюджете очень важен. Повторюсь, у муниципалитета очень большие, серьезные задачи. Будем продолжать стройки, развитие Белогорска. На это нужны средства. Поэтому избыточное финансирование будет сокращаться.

НазадАрхив