Сегодня на Амуре № 17 (1 мая) 2013 г.


Военный «суп» из одуванчиков запомнился надолго

 

навстречу 9 Мая

 

Великая Отечественная война… Десятилетия прошли со времени ее окончания, но память о ней продолжает жить в сознании людей, об этом страшном событии мы узнаем из книг, из рассказов оставшихся в живых ветеранов. Газета «Сегодня» продолжает рубрику «Навстречу Победе», воспоминаниями о военных годах поделился ветеран ВОВ Петр Погорелов.

 

Родился он 1 июля 1915 года в селе Алексеевка Ивановского района, рос в обычной семье вместе с пятью братьями и двумя сестрами, родители работали в колхозе. В 1939 году приехал в Белогорск, устроился водителем в одну из воинских частей. Прошел первый год войны…

 

- Из нашей части взяли группу из девяти человек, но они даже не доехали до фронта, немцы так бомбили, что ни один не остался в живых, - вспоминает ветеран. - А в октябре 1942 повестка пришла мне. На следующее утро поездом я отправился в Москву. По приезду нас построили, спросили, кто имеет водительские документы, а также три года и больше работы на автомобиле. Из почти 700 человек руки подняли только восемь, я в том числе. Нам выдали машины, и уже на следующее утро мы начали работать. Питанием были обижены крепко - в части числимся, а не бываем. Доходило до того, что собирали одуванчики, лебеду, щавель и привозили в столовую, такой военный «суп» из одуванчиков запомнился надолго. Самым тяжелым в этом плане был 1943 год. Днем мы были в тылу, грузили боеприпасы, запчасти, ремонтировали машины. А с наступлением темноты ехали на передовую. Ставили машины так, чтобы их не было видно, делали маскировку, чтобы не разбомбили нас с самолетов.

 

В 1945 году Петр Погорелов был переведен на запад.

 

- Добрались до Польши, там половина воевали за Советскую власть, половина - за Гитлера, - рассказывает он. - Мы прорвались, пошли на Чехословакию.

 

Массового сопротивления оккупации в чешских землях до весны 1945 года не было. Тем временем, советские войска развернули в Центральной Европе свое завершающее наступление. Их основной удар - Висло-Одерская операция - имел целью прорыв немецкого фронта и выход к Берлину. В Чехословакии советское наступление развивалось более медленными темпами, чем в Польше и на востоке Германии. Тем более, что в центральной части Чехии гитлеровцам удалось сосредоточить крупную войсковую группировку, которая продержалась там до мая 1945 года.

 

Победу Петр Погорелов встретил в Чехословакии.

 

- 9 мая не забуду никогда, - признается ветеран, - этот день для меня означает не только Победу над фашизмом. Был у нас командир, очень хороший человек, четыре военных года он водил по боевым полям танки, и пули и осколки не сразили его. А в тот день, когда уже и не стрелял-то никто, он поехал на контрольно-пропускной пункт в чешском городе Елец. Не доезжая этой территории, он вышел из броневика, и раздались выстрелы, пуля попала в висок, так его жизнь закончилась. Этот трагический случай глубоко засел в памяти, все жалели о том, что погиб майор.

 

Далее была демобилизация и дорога в тысячи километров на Дальний Восток.

 

- Денег не было ни копейки, - говорит Петр Погорелов. - Мне выдали тогда 28 талонов на продовольствие. Я приехал в Москву, взял там сало, семь килограммовых батонов хлеба, и поездом отправился домой. В дороге ни на одной станции ни пряничка не найдешь, потом уже, когда приехали в Шимановск, удалось «выцыганить» килограмм медовых пряников. С ними я и прибыл домой.

 

На прежнюю работу Петр Погорелов не вернулся, поступил в КЭЧ, проработал там десять лет, еще столько же был механиком швейных и обувных машин в армейской пошивочной мастерской. Затем устроился на продовольственный склад в одну из воинских частей механиком холодильного оборудования, оттуда и ушел на пенсию. В этом году Петр Максимович отметит 98 лет.

Галина Кучерявая

НазадАрхив