Сегодня на Амуре № 2 (16 января) 2013 г.


Повысить рейтинг

 

образование

 

Модернизация содержания школьного образования требует использования новых теоретических подходов и технологий оценки качества знаний обучающихся. На сегодня во многих школах Российской Федерации вводится рейтинговая система оценивания знаний учащихся. В Белогорске с 1 сентября апробация балловой рейтинговой системы проходит в Гимназии N1. Тем не менее, о смысле такого оценивания идут споры.

 

По рейтинговой системе в Гимназии N1 обучается пока только один класс - седьмой. По словам директора гимназии Нины Николаевой, данный класс для проведения эксперимента был выбран не случайно.

 

- Дело в том, что обучающиеся этого класса по итогам 6 класса имели недостаточно высокий уровень учебной мотивации, - поясняет она. - Чтобы выяснить причину, мы провели психологическое исследование, результаты которого показали, что у детей этого класса высокая межличностная мотивация. Они любят общаться друг с другом, проводить общие мероприятия. Однако, достаточного уровня стремлений к обучению нет. Стало понятным, что ситуацию необходимо исправлять иными педагогическими методами, поэтому пришли к балловой рейтинговой системе.

 

Существует рейтинговая система оценки знаний, разработанная федеральными институтами развития образования. Как рассказала Нина Николаева, в коллективе были проведены заседания управляющего и педагогического советов, на которых обсуждались различные варианты системы оценивания знаний. Разработано Положение об учете качества индивидуальных образовательных достижений.

 

- Нашими учителями разработана карта, где описано за какую работу обучающийся может получить соответствующее количество баллов, - говорит она. - Максимальное количество - 100 баллов. Это накопительная система. Каждая тема разбивается на уроки, освоив ее можно набрать максимальное количество баллов. Повторюсь, не за один урок, а за тему в целом.

 

Все же такой эксперимент устраивает далеко не всех.

 

- Эта система обучения началась с 1 сентября, - рассказывает мама одной из учениц «экспериментального» класса. - Заранее об этом нас никто не оповещал, просто поставили перед фактом, согласия нашего никто не спрашивал. На каком основании был выбран именно наш класс, вообще не понятно. Я считаю, что если и нужно было вводить эту систему, то начинать надо было с пятого класса.

 

Кстати, мнения родителей учеников по этому поводу разделились. Некоторые уверены, что получить даже 80 баллов, которые соответствуют оценке «четыре», просто невозможно, не говоря уже о максимуме - 100 баллах, то есть «пятерке».

 

- Ребенок шесть лет учился только на «пять», сейчас мы еле-еле вытягиваем на «четыре», - возмущается одна из родительниц. - Хотя все требования мы выполняем, регулярно готовим домашнюю работу, участвуем в олимпиадах, с дисциплиной тоже у нас проблем никогда не было. Тем не менее, получается так, как получается. Я понимаю, что в общем это неплохая задумка, что дети, набирая эти баллы, стремятся к получению знаний. Но итог нас пока не устраивает. Поэтому на первом же родительском собрании мы будем голосовать за то, чтобы рейтинговую систему отменили.

 

Многие родители считают иначе, отмечая, что рейтинговая система приносит положительные результаты. Это, в общем-то, подтверждают и четвертные итоги: если в первой четверти минимальный порог прошли пять человек, то во второй - преодолели его абсолютно все.

 

- Кроме того, мы взяли отдельного ученика и сравнили его итоговые баллы, переведя их в традиционную оценочную систему. Получилось, что в первой четверти у него вышло три четверки (остальные пятерки), во второй - только одна. В третьей четверти по общим результатам мы пойдем еще выше, - уверена Нина Николаева. - Дети настроены на то, чтобы заработать больше баллов. Они просят дополнительные задания, участвуют в различных конкурсах, олимпиадах, готовят доклады, рефераты, презентации. То есть ребенок старается выполнить все условия. Некоторые определили для себя так называемую планку, что в третьей четверти их результат достигнет ста баллов. Здесь даже присутствует дух соревнований. Это подталкивает к развитию личности, и очень хорошо, если родители увидят эти изменения в своем ребенке.

 

В комитете по образованию рассказали, что согласно пп. «а» п. 65 Типового положения об общеобразовательном учреждении, которым является Гимназия N1, работники общеобразовательного учреждения имеют право на самостоятельный выбор и использование методов оценки знаний обучающихся.

 

По словам специалистов, проведение локальной экспериментальной работы по апробации системы оценивания обучающихся возможно и отчасти оправдано при недостаточном уровне учебной мотивации.

 

В учреждении имеется проект по рейтинговой балловой системе оценки в данном образовательном учреждении, ряд необходимых положений, регулирующих деятельность педагогического коллектива. Однако имеется ряд недоработок, среди которых наиболее важная - это недостаточная информированность родителей о сроках и порядке проведения данной работы. Не проведено обсуждение шкалы оценивания со всеми участниками образовательного процесса.

 

- Мы живем в правовом государстве, где одним из приоритетов является развитие институтов общественной оценки деятельности в области образования. Поэтому коллективом Гимназии N1 должны быть учтены мнения всех родителей класса, информацию об экспериментальной работе и проекте необходимо разместить на сайте образовательного учреждения, - прокомментировала эксперимент Гимназии начальник отдела общего образования Ирина Кулыгина. - Только всесторонний анализ результатов позволит принять решение о том, будет ли данная работа продолжена, принята другими образовательными учреждениями или необходимо искать иные методики для повышения интереса детей к учебе.

Галина Кучерявая

НазадАрхив