Сегодня на Амуре № 20 (22 мая) 2013 г.


Хотел помочь сыну

 

криминал

 

Недавно на скамье подсудимых оказался житель одного из сел Белогорского района 60-летний Александр Прохоров. Мужчина дал заведомо ложные показания свидетеля в суде.

 

В ходе допроса в качестве свидетеля его предупредили об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Как выяснилось, Александр Прохоров пытался помочь сыну избежать наказания, в итоге под следствием оказался сам. Виновным себя он не признал, настаивая на том, что по делу в отношении сына давал правдивые показания. Тем не менее, исследовав все доказательства, суд признал Александра Прохорова виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 307 УК РФ, и назначил наказание в виде штрафа в размере десяти тысяч рублей.

 

Впрочем, на сегодня факты, когда свидетели и потерпевшие по уголовным делам сообщают органам предварительного расследования или суду не соответствующие действительности сведения, не единичны. По словам сотрудников правоохранительных органов, опасность таких деяний заключается в том, что они препятствуют установлению истины по делу, вводят в заблуждение органы дознания, предварительного следствия и суд, что может привести к постановлению неправосудных приговоров и решений.

 

Между тем, законом предусмотрено, что свидетель, который приходится близким родственником подсудимому, должен говорить правду по делу, либо воспользоваться статьей 51 Конституции РФ, которая гласит, что никто не обязан свидетельствовать против себя и своих близких.

 

Максимальная санкция части 1 статьи 307 УК РФ предусматривает наказание в виде исправительных работ на срок до двух лет, либо арест на срок до трех месяцев. По части 2 статьи 307 УК РФ те же деяния, соединенные с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

 

Как показывает практика, в последнее время на полную мощь стала работать и статья 306, за оговоры стали отвечать уже не единицы. При этом мотивы ложного доноса могут быть самыми различными. Это и корысть, и месть, и ревность, а зачастую стремление избежать ответственности за те или иные противоправные действия.

 

Примером сообщения ложных сведений с целью избежать ответственности может послужить случай, произошедший с одним из белогорских водителей. Сотрудниками ДПС был остановлен автомобиль марки «Nissan Skyline». Инспектор дорожно-патрульной службы попросил водителя предъявить документы. За рулем оказался 24-летний Сергей Королев. От молодого человека исходил явный запах алкоголя, речь была невнятной. В какой-то момент нарушитель начал забирать свои документы у инспектора ДПС, провоцировать драку, а когда его пригласили пройти в патрульный автомобиль для составления протокола, отказался. Вскоре в присутствии понятых он был отстранен от управления транспортным средством. Королеву было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения на месте, но он, опять же, ответил отказом и принялся бежать. Сотрудники ДПС, в свою очередь, вызвали эвакуатор, и автомобиль был помещен на охраняемую стоянку.

 

На следующий день в дежурную часть МО МВД России «Белогорский» поступило заявление по факту угона автомобиля от того же самого Королева. Он пояснил, что несколько дней назад с друзьями они приехали на речку, пока купались, автомобиль был угнан.

 

Во время беседы с заявителем сотрудники полиции предупредили его об уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение о преступлении по статье 306 УК РФ, была собрана следственно-оперативная группа для проверки данного сообщения. Выяснилось, что Сергей Королев во избежание ответственности за административное правонарушение - невыполнение водителем законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения - умышленно сообщил заведомо ложные сведения.

 

Если говорить об ответственности, то заведомо ложный донос о совершении преступления наказывается штрафом в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. То же деяние, соединенное с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления либо с искусственным созданием доказательств обвинения, наказывается лишением свободы на срок до шести лет.

Виктория Яценко

Имена и фамилии изменены. Материалы уголовного дела предоставлены помощником прокурора Белогорска В.А. Шевцовой.

НазадАрхив