Сегодня на Амуре № 21 (29 мая) 2013 г.


«Важно понять: ничего не падает с неба»

 

обращение

 

Уважаемые белогорцы!

 

Сегодня, когда до выборов нового состава городского Совета народных депутатов осталось ровно 100 дней (они пройдут 8 сентября), я решил обратиться к вам с объяснением некоторых вопросов и проблем в развитии нашего города.

 

С первой частью этого обращения я выступил 23 мая, отчитываясь перед вами и городским Советом по результатам работы главы Белогорска и администрации города в 2012 году. Сам отчет можно найти на сайте белогорск.рф.

 

Полагаю, что нет необходимости снова приводить те цифры, которые внесены в отчет. Скажу лишь, что они неплохие. Некоторые - даже более чем. По многим позициям развития муниципалитета видна положительная динамика и это понимают даже те, кто по каким либо причинам периодически критикует работу администрации в целом и мою в частности. Но кто бы что ни говорил, отчетный 2012-й год примечателен тем, что жители города, для которых мы собственно и работаем, поставили свою оценку работе администрации. И эта оценка - твердая четверка. Администрация города, в том числе и я, признательны им за то, что наша работа оценена так высоко.

 

Стоит, наверное, сказать и о том, что 2012-й год стал пиковым в четырехлетнем цикле работы администрации. В отчетном году в Белогорске увеличилась рождаемость, возросла численность, мы свели безработицу к минимуму за последние годы. Мы вернули первоначальное предназначение двум детским садам, что позволило в Белогорске полностью ликвидировать очередь в них детей в возрасте от 3 до 7 лет. За отчетный год в городе построено столько жилья, сколько последний раз вводили в 1995 году. Это 21 тысяча кв. метров. Мы привлекли сотни миллионов федеральных и областных средств. Привлекли потому, что участвуем практически во всех программах. Все привлеченные деньги остались в экономике города, работали на нее. В итоге в то время, когда в России 300 тысяч предпринимателей прекратили свой бизнес, в Белогорске только за 2012 год появилось 100 новых предпринимателей.

 

Здесь должен заметить, что многим кажется, что все перечисленное и изложенное в отчете о работе администрации делалось с некоей легкостью и непринужденностью. На самом деле за всем этим стоит напряженный труд большого коллектива, который, пользуясь случаем, я хочу поблагодарить.

 

Хочу поблагодарить и вас, уважаемые депутаты, за то, что не позволили превратить городской Совет в место постоянного выяснения отношений, и за то, что конструктивно и по-деловому, иногда со здоровым скепсисом, работали с администрацией совместно.

 

И как результат нашей совместной работы - признание Белогорска два года подряд, за 2010-й и 2011-й годы, лучшим муниципальным образованием по эффективности управления. Наградой за наш труд стали не пресловутые купленные «золотые рубли», а полновесные 17 миллионов, которые поступили в доходную часть бюджета. И есть все основания предполагать, что и за 2012 год Белогорск тоже будет не в числе отстающих.
Теперь, наверное, хватит о приятном. Стоит объяснить системные сложности вообще и 2012-го года в частности.

 

Нет смысла лишний раз рассказывать о продолжающихся трудностях в мировой экономике, потере динамики развития российской экономики. Вы об этом хорошо осведомлены.

 

Но вот о чем стоит сказать, так это о том, что за 10-летие работы 131-го Федерального закона «О местном самоуправлении» так и не решился главный вопрос, волнующий все муниципалитеты: наши полномочия не в полной мере обеспечены финансами. Но, если честно, это мягко сказано. Полномочия большинства муниципалитетов не обеспечены финансами вообще. И Белогорск - не исключение.

 

Объясню почему.

 

В 2012 году бюджет города испытал серьезные трудности. Несправедливая на наш взгляд методика межбюджетных отношений с 1 января 2012 года отняла у города десятки миллионов рублей доходов. Это не только снижение норматива отчислений доли основного налога - на доходы физических лиц (30,4% вместо 44%), но и отмена льготы по налогу на имущество муниципальных учреждений. По нашим оценкам общие потери городского бюджета от такой методики - более 100 миллионов рублей. Для нашего бюджета - это существенные потери. В результате мы остались без бюджета развития.

 

И вот почему.

 

Собственные доходы бюджета города формируются из налоговых и неналоговых поступлений. Есть еще федеральные и областные субвенции, дотации, субсидии. Но все они носят в основном целевой характер, и тратить по собственному усмотрению город их, как правило, не может.

 

При нынешних нормативах формирования собственной доходной части город может собрать в год 650-700 миллионов рублей. Это, подчеркну, возможно лишь при условии каждодневной, кропотливой, порой креативной работы администрации.

 

Обязательные расходы защищенных статей бюджета (это зарплата, отчисления, налоги, коммунальные расходы и связь) примерно составляют 500 миллионов. То есть, на все про все у нас остается 150-200 миллионов.

 

Все про все - это: содержание дорог и благоустройство, оплата за уличное освещение, льготные за счет городского бюджета помывки в бане, проезд на дачу, содержание общественных организаций, охрана в школах, расходы на спортивные и культурные мероприятия и так далее и тому подобное. Все эти расходы можно назвать текущими или повседневными. То есть, без них жизнь в городе замрет.

 

Но есть еще так называемые «хотелки».

 

За прошедшие четыре года качество жизни в Белогорске заметно изменилось. В лучшую, разумеется, сторону. И население требует, во-первых, это качество не снижать, и, во-вторых, его улучшать. То есть, люди уже забыли, что еще недавно они ходили и ездили по грязным и неосвещенным улицам, сейчас они требуют, чтобы после того, как улицы подмели, на автобусных остановках лавки вытирали от пыли. И правильно требуют! Впрочем, все уже забыли, что четыре года назад и самих остановок тоже не было...

 

Возвращаясь к так называемым «хотелкам».

 

Это все, что не относится к текущим расходам (кроме одного - модернизации сферы ЖКХ, об этом отдельный разговор). «Хотелки» - это улучшение качества жизни. Это - детские площадки во дворах, аттракционы в парке, новая техника для уборки города, новый асфальт на дорогах и заезды во дворы, новое уличное освещение там, где его нет, новая мебель в детские сады вместо той, которой 30 лет, ремонт в школах и садах, которого раньше практически никогда не было.

 

«Хотелки» - это физкультурно-оздоровительный комплекс им. Солнечникова, новый парк имени Дзержинского, новая кольцевая развязка, подземный переход, новый путепровод, современный крытый каток, новый детский сад, новая школа с двумя бассейнами, еще один стадион - чисто футбольный, культурно-развлекательный центр, за который проголосовали белогорцы. Нам нужны современные школьные стадионы, новые оздоровительные лагеря…

 

Есть еще «хотелки», более масштабные.

 

Это ремонт в многоквартирных домах, где его еще не было, переселение из ветхого и аварийного жилья, благоустройство дворовых территорий.

 

Отдельный разговор, про ЖКХ. В общем-то, это не «хотелка», конечно, это жизненная необходимость. Нам надо менять сети, которые изношены больше, чем на половину, нам надо менять котлы, которые на раз, а то и два выработали свои нормативные сроки, нам нужно строить новые теплотрассы, достроить канализационный коллектор. Нам крайне необходимо ставить станции обезжелезивания воды, ремонтировать скважины...

 

Ну и нельзя забывать про предстоящую газификацию Белогорска.

 

На все перечисленное необходимо около 40 миллиардов рублей. То есть, для того чтобы сделать жизнь в Белогорске идеально комфортной, нужно потратить 50 нынешних годовых бюджетов собственных доходов. Это притом, что в нынешних условиях денег в бюджете на «хотелки» просто не остается: напомню, 500 миллионов - на защищенные статьи бюджета, 150-200 миллионов на текущие расходы.

 

Надеюсь теперь всем понятно, почему по окончании 2012 года образовалась кредиторская задолженность в размере 80 миллионов рублей. Кроме того, для выполнения части «хотелок» администрации пришлось занять деньги в банках. Фактически нам пришлось позаимствовать то, что у нас отняли.

 

И это было единственно верным решением. То есть, у администрации было два варианта: либо особо не утруждать себя, обеспечив только защищенные статьи бюджета, либо приложить усилия, обеспечивая текущие расходы и выполнение «хотелок». Мы выбрали второе…

 

Полагаю, что в свете всего сказанного стали понятны мотивы администрации по оптимизации расходов, начиная с 1 апреля 2013 года. Параллельно идет работа по мобилизации доходов. Ведь задачи стоят все те же: обеспечить текущие расходы и выполнять пожелания жителей города, продолжая улучшать качество жизни.

 

Такие были мои комментарии к отчету о проделанной работе. То, что сказано ниже, на городском Совете не прозвучало, так как не касалось отчета. Но сказать об этом надо.

 

На самом деле надо понимать, что в стране очень серьезная ситуация. Возможно совсем открыто об этом не говорится, но мы понимаем, что все непросто. Например, с выполнением поручений президента. Особенно в части увеличения заработной платы. В первую очередь ответственность за их выполнение ложится на правительство России. Однако, все уровни власти понимают, мимо них ответственность за неисполнение поручений президента не пройдет. И это правильно.

 

Но выполнить поручения президента непросто. Во-первых, они затрагивают самые острые проблемы нашей повседневной жизни, которые копились десятилетиями. Во-вторых, средств для их выполнения недостаточно. В итоге, аккумулируются все возможные ресурсы из всех источников. Реалии показывают, что происходит это, прежде всего, на уровне регионов, большинство которых не «жируют».

 

У региональных властей рецептов «изобилия» тоже немного. Как один из вариантов - найти деньги в муниципалитетах. Но у последних, как известно, брать деньги неоткуда. Они просто пытаются выживать в тех условиях, которые сложились.

 

Впрочем, я уверен, что на самом деле деньги есть…

 

Проблема в том, что они попросту в местные бюджеты не доходят. Возможно, покажусь резким, но… часть предпринимателей, предприятий, работающих на территории Белогорска, фактически эти деньги крадут, недоплачивая налоги в городскую казну. В частности, налог на доходы физических лиц и единый налог на вмененный доход. Ежегодно эта сумма оценивается, как минимум, в 100 млн рублей.

 

То есть, получается ситуация, когда с учетом повышения качества жизни с муниципальных администраций требуют «всех и вся», а из-за отсутствия средств (налоги ведь недоплачены) исполнительная власть требования выполнить не может и «хотелки» не исполняются.

 

Это касается и отдельных граждан, которые имеют собственность в виде земельного участка, дома, гаража и так далее, но не считают нужным даже оформить на них право собственности, как раз для того, чтобы не платить налоги.

 

Поэтому я считаю своим долгом заявить: если граждане (в том числе предприниматели) требуют с власти улучшения качества жизни (а они это право имеют по определению), то и власть вправе требовать от тех, кто не платит налоги, эти самые налоги заплатить.

 

Скажу прямо, впредь все усилия администрации будут направлены на то, чтобы налоги в городскую казну поступали в том объеме, в котором они предусмотрены Налоговым кодексом. Хотим мы этого - не хотим, но если ты работаешь на территории города - будь добр, плати налоги. Ведь, все, что собирается на территории города, все остается в экономике города и идет на развитие Белогорска.

 

Впрочем, надо сказать, что в последнее время появилось хорошее оправдание не платить налоги: мол, деньги все равно разворовываются... Да, где-то воруют. К Белогорску какие претензии? За четыре года работы администрации все надзорные, контролирующие органы не нашли рубля, который можно отнести к категории «неэффективный» или «нецелевое использование средств».

 

Скажу больше: за 4,5 года работы я ни разу не позволил выписать себе ни рубля премии, и даже когда это было прямо указано в постановлениях губернатора (за первые места Белогорска по эффективному управлению), отказывался от нее. И стоит напомнить, что администрация немало сделала для того, чтобы в город пришли федеральные и областные деньги, которых за 4 года привлечено более 1 млрд рублей. И эти деньги как раз позволили предпринимателям и предприятиям заработать больше.

 

Все очевидно: увеличиваются заработные платы, следовательно, люди идут в магазины, покупают больше товаров, пользуются большими услугами. Результат - у предпринимателей растет выручка. Другой пример: мы привлекли большие средства на квартиры для детей-сирот и ветхое жилье. Следствие - эти квартиры у кого-то купили либо построили. В первом случае продавцы, получив деньги, потратили их на улучшение своего качества жизни (опять-таки, выручка у предпринимателей). Во втором - строительство в конечном итоге привело к неизменному результату - дополнительному поступлению средств. Это и строительные материалы, и приобретение новоселами необходимых для дома товаров…

 

Пара примеров - всего лишь частица огромного механизма, запущенного четыре года назад. Считаю, что каждый в этом механизме должен быть ответственным звеном. Каждый должен просто понять, что НДФЛ и ЕНВД, налоги за землю, имущество - это то, за счет чего живет и развивается город. Вы не платите налогов - мы не можем развивать город. Все просто…

 

К чему все это? К тому, чтобы впоследствии ни у кого не возникло заблуждений насчет жесткой позиции администрации. В любых вопросах. В том числе и таких как, например, возможное подтопление дачных участков и последующая выплата компенсации из городского бюджета: если нет документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок, если не платятся за него налоги - помощи из городского бюджета не будет. Это должно стать в Белогорске правилом: хочешь получить - вложи свое.

 

Понятно, что для создания идеально комфортной жизни нужны гораздо большие деньги, чем то, что недоплачивается в городской бюджет. Администрация Белогорска, в свою очередь, и дальше будет продолжать участвовать в программах, которые помогают развивать то, что имеется. Один из последних примеров - привлечение для Белогорска 700 млн рублей из 2 миллиардов выделенных на всю область для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. На эти деньги будет построен целый микрорайон. И это те деньги, которые в очередной раз привлекла администрация.

 

Сейчас мы ждем 54 миллиона рублей федеральных средств на строительство ФОКа, еще 200 миллионов рублей будут выделены на строительство двух детских садов. И это тоже работа администрации. Только проблема в том, что к этим деньгам надо добавить софинансирование из местного бюджета: таковы условия выделения федеральных и областных средств. А где из взять, если вы не платите налоги?

 

А если нет местного софинансирования - значит, нет федеральных и областных средств. Значит, нет детских садов, нет ФОКа, нет других «хотелок». Круг замкнулся…

 

Кстати, депутаты, которые с сентября будут работать в новом горсовете, должны это четко понимать. Ничего не падает с неба. Это скрупулезная работа двух ветвей власти, направленная на одно - развитие Белогорска. Иначе нельзя. Понятно, что абсолютно гладкими взаимоотношения между администрацией и депутатами быть не могут. Критика - дело хорошее. Но только в том случае, если она конструктивна. В противном - это тормоз, который ведет к саморазрушению города.

 

Так что, тем кандидатам, которые скоро станут рассказывать как и что они собираются сделать для Белогорска и белогорцев, стоит еще раз прочесть то, о чем я написал выше. Не надо заниматься огульной критикой в период предвыборной кампании. Потенциальному депутату надо просто четко понимать, какую пользу для города он может принести. Если он будет еще способен найти и решение проблем, которые я поднял выше, то честь ему и хвала.

 

Надеюсь, летне-осенние предвыборные баталии пройдут с пользой для города и в будущем совместная работа депутатов и администрации станет очередным шагом на благо Белогорска. Даже на фоне финансового кризиса, который продолжается и, судя по всему, закончится не скоро…

Станислав Мелюков, глава Белогорска

НазадАрхив