Сегодня на Амуре № 23 (12 июня) 2013 г.


Всех под одну гребенку...

 

образование

 

В интернатах сломают привычную систему образования. С 1 сентября этого года их воспитанников отдадут учиться в обычные школы. Соответствующие изменения уже внесены в ФЗ «Об образовании». Главное для этих ребят - это социализация. Так посчитали федеральные власти. Во имя социализации во многом и вводится новая система. Однако уже сейчас педагоги думают о возможных трудностях, с которыми могут столкнуться дети, общаясь на переменах.

 

Недавно по этому поводу совещались в комитете по образованию. В числе присутствующих - педагоги и директора общеобразовательных школ. А основной вопрос, который требует коррекционных решений, - прекращение образовательной деятельности в государственных учреждениях интернатного типа.

 

В Белогорске нововведения коснутся 16-го и 20-го интернатов. Воспитанники по-прежнему будут проживать в учреждениях, но обучаться - в городских школах. Там обещают открыть классы компенсирующего обучения.

 

- Я не могу сказать: рады мы или нет, - откровенно говорила на совещании председатель комитета по образованию Светлана Никитина. - Тяжело будет интернатам, потому что у них ломается вся их привычная система. Будет сложно и нам. Но самое главное - дети ни в чем не виноваты. Они должны учиться. И наша задача: как можно более оптимально выстроить процесс перехода детей в общеобразовательные школы.

 

Нужно признать, что в некоторых других регионах такой опыт уже есть, в Белогорске же подобных прецедентов еще не было. Единственное, есть примеры работы с детьми-инвалидами, но лишь посредством дистанционного обучения и по общеобразовательной программе.

 

Воспитанники же школ-интернатов обучаются по специальным программам 8 вида. Основа их образования - иметь навыки самообслуживания. Поэтому уже сейчас известно, что для таких ребят потребуется создание особых условий: выделение отдельного класса, создание дополнительной материальной базы, принятие на работу педагога-психолога, логопеда и отдельного педагога для класса. Благо, некоторые учителя школ-интернатов изъявили желание перейти в общеобразовательные учреждения.

 

- В нашей школе будет обучаться четвертый класс компенсирующего обучения, - рассказала директор СОШ N 5 Татьяна Ворожцева. - Мы постараемся, чтобы педагог, который работает с этим классом, обязательно пришел в нашу школу. Постараемся создать все условия для того, чтобы эти дети получали достойное образование.

 

Конечно же, предстоит очень большая работа. Каждому общеобразовательному учреждению нужно получить лицензию на право ведения соответствующей деятельности, чтобы иметь возможность обучать проблемных детей, например, с задержкой психического развития.

 

Про лицензирование вообще получился отдельный разговор.

 

- Дело все в том, что каждое образовательное учреждение имеет лицензию на определенный вид и тип программы, - объяснила Светлана Никитина. - Наши образовательные учреждения имели лицензию на реализацию программ начального образования, а также общего, среднего полного или углубленного. А теперь нам нужно будет получить приложение к лицензии на право работать по программам специального коррекционного вида.

 

Не менее важный вопрос касается распределения воспитанников интернатов по школам города. Уже решено, что около 140 ребят, обучающихся ранее в интернате N20, перейдут учиться в СОШ N201. С детьми из интерната N16 ситуация несколько сложнее.

 

- Формировать специальные классы, в которые перейдут по два человека мы не можем, - говорит начальник отдела общего образования «Комитета по образованию, делам молодежи» Ирина Кулыгина. - Всех переводить на домашнее обучение тоже не имеем права, потому что нам просто не позволят наши фонды.

 

В результате нашли третий вариант, который сейчас согласовывают с Министерством образования.

 

В общей сложности, более 80-ти воспитанников интерната N16 будут определены на обучение практически во все городские школы. Вот только для этого некоторые коррекционные классы придется строить по смешанной схеме. К примеру, среди учащихся 3-го класса будет находиться и несколько учеников 4-го класса.

 

Что касается внедрения детей из интернатов в обычные классы, то педагоги Белогорска видят единственный возможный вариант. Они говорят, что нужен четкий дифференцированный подход. Только так будет уверенность, что не «всех под одну гребенку», а только тех, у кого эмоциональное, психическое и физическое состояние позволяет это сделать.

 

Впрочем, среди общественности нет единого мнения на этот счет.

 

- Представьте, как девочку с умственной отсталостью и косоглазием отдадут учиться в обычную школу, - рассуждают на эту тему некоторые педагоги одного из интернатов. - Сколько новых и далеко не самых приятных слов она будет слышать о себе каждый день. Тут у нее есть друзья, там она, наверняка, станет изгоем.

 

- А я наоборот, буду теперь переживать за своего ребенка, которому придется учиться в одной школе с детьми из интерната, - признается мама девятилетней Полины. - Мне кажется, придется ее из школы встречать, чтобы мальчишки постарше не обижали. Ожидать можно чего угодно. Я считаю, что детям из интерната лучше учиться в своем учреждении, а обычным детям - в своем.

 

Судя по всему, социализации, на которую так рассчитывают федеральные власти, предстоит пройти нелегкий путь. Возможно, опасения родителей и педагогов напрасны, и все обойдется. Такие примеры, к счастью, есть. Хотя не исключен и другой, более сложный вариант. Есть ребята, которые уже сейчас признаются, что больше всего они боятся не найти взаимопонимания.

Михаил Мансурхан

Анна Нурадилова

НазадАрхив