Сегодня на Амуре № 30 (31 июля) 2013 г.


Благие намерения или корысть? - 2

 

ситуация

 

Приемные дети - любовь или корысть, за или против? Каждый отвечает на этот вопрос по-разному. Насколько сильной может быть корысть, убедилась редакция газеты «Сегодня на Амуре».

 

В мае 2012 года в нашей газете была опубликована статья «Благие намерения или корысть» («Сегодня на Амуре» N27, от 16 мая). Речь в материале шла о семье Масловских и их приемных детях. Эта история вызвала не только большой общественный резонанс, но и дошла до суда. Впрочем, обо всем по порядку.

 

Благие намерения

 

Семью Масловских в городе знают преимущественно из СМИ. В газете «Сегодня» существует постоянная рубрика, в которой по мере необходимости и запросу отдела опеки и попечительства администрации Белогорска корреспонденты пишут о детях, которые воспитываются в социальных учреждениях Белогорска и живут с мечтой о любящих родителях. Помимо рассказов о таких ребятах, газета «Сегодня» сообщает и об итогах проживания ребят, оставшихся без попечения родителей и живущих в семье приемных родителей.

 

Приемная семья Светланы и Алексея Масловских попала в поле зрения СМИ еще в 2006 году. На тот момент в городе была создана всего 1 приемная семья. Стоит отметить, что всех, кто приходил в отдел опеки и попечительства по вопросам усыновления или создания приемной семьи, специалисты встречали с распростертыми объятиями. Ведь мало людей, которые могут взять на себя столь непосильную ношу - воспитывать чужих малышей, родителей большинства из которых лишили родительских прав. Такие дети не видели родительской ласки и заботы, могли днями быть голодными, с ними никто не занимался.

 

- Устроить такого малыша в хорошую заботливую семью для всех наших сотрудников было радостью, - акцентирует внимание начальник отдела опеки и попечительства Елена Ищенко.

 

Она хорошо помнит день, когда в отдел опеки и попечительства с желанием создать приемную семью обратились супруги Масловские. Светлана и Алексей сразу же озвучили начальнику органов опеки свои благие намерения, а именно то, что хотят помочь детям, оставшимся без попечения родителей, дать им свое тепло, заботу, ласку. Пояснили, что у них для этого есть жилье, вся необходимая мебель и главное - опыт общения с детьми. Ведь на тот момент у них самих было двое родных детей. Сын учился в 7 классе, а дочке еще не исполнилось трех лет. Как уже писала газета «Сегодня»: «Первое впечатление, которое произвели супруги Масловские на сотрудников опеки, было достаточно положительное». Так совпало, что как раз в то время была лишена родительских прав в отношении четверых детей одна из жительниц Белогорска. Детей пришлось распределить по разным социальным учреждениям, где были свободные места.

 

- Хотя для ребят это психологическая травма, как правило, в неблагополучных семьях дети очень привязаны друг к другу, старшие заботятся о младших, - говорит Елена Ищенко. - Но, к сожалению, социальные учреждения области заполнены и когда возникает вопрос определения детей, случается, что нет возможности оставить их вместе. Неудивительно, что когда Масловские сообщили, что готовы взять на воспитание сразу четверых детей, мы обрадовались.

 

Как и полагается в таком случае, специалисты отдела опеки для начала проверили условия проживания будущей семьи. Масловские проживали в бараке в трехкомнатной квартире.

 

-  Площадь квартиры была большая, - вспоминает Елена Ищенко. - Мебель необходимая имелась, чистенько было, хоть и скромно.

 

Супруги предоставили необходимый пакет документов, получили положительное заключение, и в июне четверо ребят: годовалый Никита, 2-летняя Настя, 5-летний Степан и 9-летняя Дарья - переехали из социальных учреждений в квартиру приемных родителей. Можно себе представить радость старших детей, которые некоторое время были разлучены.

 

Согласно законодательству, органы опеки обязаны контролировать проживание детей, использование средств, которые выделяются приемным родителям, и посещать семью. К слову, в первое время никаких нареканий к приемным родителям не было.

 

Дети были накормлены и ухожены. 12 июня семья отправилась в гости к друзьям. А минут через сорок им сообщили, что их квартира горит. Когда пожарные потушили огонь, оказалось, что из всего имущества остались только два шифоньера, журнальный и кухонный столы.

 

Белогорцы - отзывчивые люди

 

5 июля 2006 года в газете «ТВС-анонс» была опубликована статья «Большая беда большой семьи». Сегодня ее можно прочитать подробно на сайте www.tvs-media.ru, в разделе «Архив газеты» (ТВС-анонс», 2006 год, N27). Если вкратце, то в данном материале корреспондент Ольга Киргинцева подробно рассказала о приемной семье и обратилась к белогорцам с призывом помочь пострадавшим в результате пожара. Тогда Алексей Масловский говорил: «У нас пропали кухонный комбайн, сотовый телефон, видеоаппаратура и некоторые документы, в том числе детские полисы», - рассказывал мужчина.

 

«Все сгорело, - говорила Светлана Масловская. - Сейчас нам нужно абсолютно все: от стройматериалов до ложек и вилок».

 

Так как на ремонт и восстановление сгоревшей квартиры Управление по делам ГО и ЧС и Управление соцзащиты Белогорска выделили двадцать тысяч рублей. По словам Масловских, этих средств не хватило даже на ремонт двух комнат, семья через газету и программу «Будни» решила обратиться за помощью.

 

В статье были указаны адрес проживания и банковские реквизиты на имя Светланы Андреевны Масловской, куда можно было перечислять денежные средства.

 

В N30 от 26 июля в «ТВС-анонсе» вышел очередной материал «Белогорцы - отзывчивые люди», в которой рассказывалось о помощи, которую стали оказывать семье белогорцы после прочтения статьи и выхода сюжета: «Детские вещи, игрушки.

 

Пополнился семейный запас подушек, матрацев и одеял, хотя хозяева до сих пор спят на полу. Приходили люди и с деньгами, в том числе служители Бога. Помогают Масловским и предприниматели, один из которых выделил материалы и штукатуров для ремонта. Благодаря Центру социальной помощи семье и детям в доме появилась бытовая техника».

 

20 июля этого же года в программе «Будни» вышел очередной сюжет о семье Масловских, в котором Светлана Масловская благодарила белогорцев.

 

- Люди начали помогать, отзываться на нашу проблему, на наше горе, - говорила она в эфире. - Спасибо, конечно, всем, еще чуть-чуть осталось. Люди у нас все равно хорошие есть, - благодарила тогда белогорцев Светлана Масловская.

 

Тем не менее, СМИ еще раз акцентировали внимание на беде, постигшей семью, и неравнодушные к чужой беде белогорцы продолжали оказывать помощь пострадавшим.

 

В официальном отчете, представленном в Министерство образования Амурской области, было указано: «Благодаря обращениям о помощи к жителям города и частным предпринимателям семье были подарены новый холодильник, телевизор, электрическая печь, мягкая мебель, стиральная машина».

 

Позже Елена Ищенко прокомментировала, что «в итоге ремонт сделали во всей квартире. Залатали крышу, подарили практически всю бытовую технику. В общей сложности благодаря предпринимателям и жителям города Масловские получили новую бытовую технику и мебель на общую сумму около 75 тысяч рублей. Все это делалось исключительно для блага детей». Этот комментарий газета «Сегодня» опубликовала и в майской статье прошлого года «Благие намерения или корысть?».

 

«Благие намерения или корысть?»

 

А теперь собственно о том, как родился данный материал. А точнее о проблемах, которые начались в семье Масловских менее чем через год после пожара и восстановления жилья и имущества. Напомним, менее чем через год после пожара - 16 апреля 2007 года - в опеку от приемных родителей поступило заявление с просьбой забрать самых маленьких детей Никиту и Настю.

 

А вот дословная цитата из письма, которое Светлана Масловская адресовала до того, как написала заявление в отдел опеки и попечительства, 30 ноября 2006 года в Министерство образования Амурской области: «Когда мы брали детей, то были уверены, что все они здоровы (с головой). Это было наше условие. Но нам дали двух больных (их возраст 2 года и 1 год). Имею ли я право обменять больных детей на здоровых? Если имею, то что для этого необходимо?».

 

По желанию приемных родителей Настя и Никита опять оказались в одном из социальных учреждений города. Это была большая психологическая травма и для них, и для старших Дарьи и Степана. Пока одни дети страдали, Масловские решали, что им необходимы другие. По их мнению, более здоровые и нормальные. С этой целью они вновь отправились в отдел опеки. Но как говорит Елена Ищенко, дети - не игрушки: «взял - отдал - подарил».

 

Супруги Масловские были внесены в банк данных граждан, вернувших детей из замещающих семей без уважительной причины. Тем не менее, они продолжали воспитывать своих детей и приемных Дарью и Степана. Параллельно началось написание обращений и жалоб в различные инстанции. Как уже писала газета «Сегодня»: «Сначала супруги пожаловались на недостаточное освещение в квартире. После этого их претензию удовлетворили. Были приглашены специалисты и проведены электромонтажные работы. Кроме этой жалобы, было еще много других, незначительных. А в 2008 году супруги стали обращаться в различные инстанции с просьбой предоставления им нового жилья, мотивируя свою цель, конечно же, наличием детей. По мере обращения Масловских в приемную губернатора области, разных партий, уполномоченному по правам человека, Министерство образования семью неоднократно посещали представители различных ведомств. В 2010 году они обратились в суд с иском обязать администрацию Белогорска предоставить им жилое помещение. При этом в администрацию города по вопросу предоставления жилья за последние 3,5 года семья Масловских ни разу не обращалась. Причина проста: Масловские ранее имели двухкомнатную квартиру в доме по ул. Ленина, которую продали. Куда дели деньги - неизвестно. Но продав одну квартиру, они самовольно заняли другую - по ул. Батарейная (которая потом чудесным образом сгорела). То есть, Масловские понимали, что оснований дать им еще одну квартиру, нет, а в случае обращения в администрацию их намерения могли быстро распознать.

 

В январе 2011 года суд обязал администрацию города предоставить семье квартиру площадью 28 кв. метров. Этого Масловским показалось мало. Они подали жалобу, и в итоге суд обязал администрацию выделить им квартиру втрое больше - площадью 72 кв. метра. Понятно, что таких квартир, да еще и свободных, в Белогорске нет. Тем не менее, администрация нашла возможность и отобрала у КЭЧ долгое время пустующую квартиру. Глава города Станислав Мелюков издал соответствующее постановление и выделил эту квартиру семье Масловских. В день, когда ее нужно было заселять, семья Масловских оказалась на отдыхе на море, заселение отложили до ее возвращения. Однако заселить ее не удалось, потому что в нее (как когда-то Масловские) самовольно заселилась семья военнослужащего…

 

Приехав с курорта, Масловские не стали ждать, пока им найдут еще одну 72-метровую квартиру, а обратилась в городской суд с заявлением об изменении способа исполнения решения суда: вместо квартиры они захотели деньги. А именно 2 миллиона 333 тысячи рублей.

 

В итоге в феврале 2012 года из городского бюджета семье для приобретения новой квартиры была перечислена указанная сумма. «Казалось, все: приемные дети будут счастливы» - это часть текста из статьи «Благие намерения или корысть?».

 

После того, как супруги получили денежные средства, в семье Масловских резко начались конфликты с приемными детьми. В январе 2013 года старшая приемная дочь обратилась в отдел опеки и попечительства с просьбой забрать ее из семьи: «Мне плохо там»,- писала в заявлении девочка. Тогда специалистам опеки удалось убедить ребенка в том, что конфликты бывают, а родители им желают только добра. Однако уже в марте в опеку пришла Светлана Масловская с жалобой на то, что приемная дочь стала неуправляемой. Через месяц Дарья пришла заплаканная вместе с братом и сообщила, что больше не может находиться в семье. В итоге Степан и Дарья вновь оказались в интернате. Немного позже над Дарьей оформила опеку мать ее близкой подруги.

 

Почему детям спустя 6 лет стало некомфортно в приемной семье, а родители перестали их понимать, после прочтения статьи «Благие намерения или корысть?» каждый читатель сделал свой вывод. Масловские же посчитали, что оскорблены, и подали в суд на газету «Сегодня» исковое заявление о защите и чести, достоинства и компенсации морального вреда. Супруги утверждают, что в статье в уничижительной форме изложена информация, не соответствующая действительности. Масловские просят суд обязать издание опровергнуть сведения, изложенные в статье, и принести публичные извинения. Более того, чета Масловских считает, что статья нанесла им моральный вред, который они оценили в чуть более четырех миллионов рублей. Супруги просят суд взыскать с газеты в пользу Светланы Масловской 2 миллиона рублей и точно такую же сумму в пользу Алексея Масловского. Кроме этого, взыскать компенсацию морального вреда с автора статьи в размере ста тысяч рублей на каждого из супругов. То есть, им снова стали нужны деньги…

 

1 июля этого года состоялось первое предварительное заседание, в котором судья поинтересовался у приемных родителей, по какой причине они вернули младших детей Настю и Никиту в апреле 2007 года. На что супруги ответили, что в этом им поспособствовал орган опеки.

 

25 июля во время второго заседания начальник отдела опеки и попечительства Елена Ищенко предоставила суду характеристику со школы на Настю и Никиту, о которых Светлана Масловская когда-то писала письмо в министерство и  интересовалась, имеет ли она право обменять «больных» на здоровых. Елена Ищенко предоставила и  справки из больницы, подтверждающие состояние здоровья. Согласно официальным документам, дети абсолютно здоровы.

 

- Детей узнаете? - обратился судья к Алексею Масловскому, которому тоже были вручен пакет с характеристиками, справками и фотоснимками Насти и Никиты.

 

- Я уже не помню, - ответил Алексей Масловский.

 

Здесь, как говорится, без комментариев.

 

Что же касается детей, то, ознакомившись с представленной информацией, остается только за них порадоваться. Вот уже четыре года Никита и Настя проживают в новой приемной семье. Никита в сентябре пойдет во второй класс. По словам его классного руководителя, «мальчик с большим желанием посещает школу, хорошо осваивает учебную программу. Проявляет особые успехи по русскому языку и чтению. Его сестра Настя учится на «4» и «5». Общительная, доброжелательная, дружелюбная девочка, постоянная участница всех концертов и праздников, проводимых в школе и Доме культуры, расположенном на территории села, где она проживает вместе с братом и приемными родителями.

 

- Просто с детьми нужно было заниматься, - рассматривая фотографии, прокомментировала начальник отдела опеки и попечительства Елена Ищенко. - Новым приемным родителям удается учить ребят, воспитывать их так, чтобы можно было ими гордиться.

 

Следующее заседание суда по иску Масловских назначено на 17 сентября. Газета «Сегодня» просит откликнуться всех белогорцев, кто в 2006 году оказал семье Масловских, пострадавших в результате пожара, помощь. Дело в том, что в суде супруги Масловские утверждают, что «ремонт, покупка бытовой техники и мебели была осуществлена за счет личных средств Масловских, а также кредитных займов, осуществленных в рамках потребности Масловской Светланы Андреевны». То есть, оказывается, им никто после пожара не помогал.

 

Непонятно только, кого она в 2006 году благодарила за помощь…

Нина Сапрыкина

НазадАрхив