Сегодня на Амуре № 32 (14 августа) 2013 г.


Выйти замуж за офицера

 

женские истории

 

Ни над чувствами, ни над временем мы не властны, зато свою судьбу строим сами. День за днем, год за годом Татьяна убеждала себя, что только с таким отношением к жизни можно самой решать, что с ней будет в дальнейшем. Сейчас этой женщине 76 лет, и ее давно зовут исключительно по имени отчеству. А она справедливо признает, что либо строитель из нее получился не очень хороший, либо судьбу не победишь…

 

- Мне нравился парень из соседнего дома - Ванька Бережнов, - вспоминает она молодые годы. - Но он, как и я, был из многодетной семьи. Голь перекатная. А так хотелось вырваться из нищеты. Тогда ведь у многих в семье было «семеро по лавкам». У нас, кроме меня, еще семеро сестер и братьев, а я самая старшая. Поэтому старалась строго контролировать свои чувства и на разных «нищебродов» не заглядываться.

 

Холодная, как жаба. Так отзывались о Татьяне знакомые парни. Впрочем, жабой ее назвать было сложно. Красотой девушку Бог не обделил, и по большому счету, она плевать хотела, что о ней думают окружающие. Тем более, ни одного достойного претендента на ее сердце она в своем окружении не видела.

 

- Тогда очень престижным считалось выйти замуж за военнослужащего, - рассказывает Татьяна Афанасьевна. - Вот я и поставила себе цель непременно стать женой военного. На мужчин в штатском даже не заглядывалась, хотя сейчас понимаю, что среди них были хорошие парни, которые оказывали мне знаки внимания.

 

Жених в военной форме нарисовался неожиданно. Девушка тогда работала в газетном киоске, а он оказался одним из покупателей свежей прессы. Говорит, что три дня приходил за ненужными конвертами и газетами, но подойти и познакомиться стеснялся. Инициативу симпатичная продавщица проявила сама.

 

Молодой человек уже на втором свидании признался в любви с первого взгляда. Рассказал, что служит старшим прапорщиком в одной из воинских частей Приморья и мечтает о семье. Мол, надоело, возвращаться со службы в холодную комнату в казарме. Хочется тепла и домашнего уюта. А долго дружить и встречаться ему было некогда. В Белогорск он приехал в командировку всего на десять дней.

 

Можно сказать, что так у Татьяны началась другая жизнь. Семейная. Она собрала чемодан и, не раздумывая, рванула с женихом в чужие края.

 

«Устроились хорошо, - писала она родным в Белогорск. Сашке квартиру дали, правда, пока неблагоустроенную, но обещали улучшить наши жилищные условия после того, как дети у нас появятся».

 

Этого тоже долго ждать не пришлось. Ровно через год в семье родился сын Игорь. Вот только семейного счастья так и не получилось. Супруг Татьяны стал выпивать, и оказалось, что в состоянии алкогольного опьянения он очень буйный. Сначала просто бил посуду и крушил все в доме, потом стал поднимать руку на жену.

 

- Скоро всем его выступлениям наступил предел, - рассказывает Татьяна Афаонасьевна. - Произошло это после того, как он погонял меня с маленьким сыном на руках с топором по двору. Я выбежала в одной ночной сорочке, а на сына успела накинуть одеяло. Дело было в конце ноября… Больше часа я пряталась раздетая за сараями. Обращаться за помощью к соседям было стыдно, но другого выхода не оказалось. А на утро я собрала детские вещи в чемодан и уехала в Белогорск на первом поезде.

 

Супруг Татьяны первое время, конечно, вымаливал прощения. И даже приехал за ней, преодолев сотни километров. Впрочем, получив убедительный отказ, горевал недолго. Вскоре соседи, с которыми Татьяна поддерживала переписку, сообщили, что он взял в жены женщину с ребенком. Кажется, и новую супругу, и приемную дочь звали одинаково - Валентинами.

 

- В тот момент для меня это уже не имело никакого значения, - говорит Татьяна Афанасьевна. - Все перегорело и отболело. Нужно было думать о сыне, работать, чтобы не умереть с голоду. Отца рано не стало, он скончался в результате обширного инфаркта,  а на помощь матери рассчитывать не приходилось. Кроме меня, у нее было еще семеро детей. Младшей только исполнилось 9 лет, и мать сама работала сутками, чтобы всех прокормить.

 

Впрочем, алименты отец Игоря платил исправно. Ежемесячно из Приморья приходили почтовые переводы. Научившись читать, сын по слогам складывал его обратный адрес, а окончив школу, решил поехать и навестить отца.

 

- Я была категорически против, но Игорь не отступал, - рассказывает его мать. - Впервые в жизни он ослушался и поступил по-своему. Потом был для меня еще один сильный удар.

 

Игоря в доме отца встретили хорошо. Он не вспоминал былое, но просил у сына прощения и старался во всем угодить. А Игорь первое время боялся признаться даже самому себе, что вовсе не из-за отца он решил остаться в Приморском крае. Очень ему понравилась папина приемная дочь Валентина. И она тоже отвечала взаимностью.

 

- Однажды сын заказал междугородные переговоры, - вспоминает Татьяна Афанасьевна. - Я пришла, предчувствуя что-то плохое. Оказалось, как в воду глядела. Игорь расспросил про мое здоровье, а потом сообщил, что он остается в Приморье, поступает в высшее военно-морское училище и женится… на Валентине. Что это за Валентина, я поняла без лишних объяснений. Это была приемная дочь его отца.

 

Говорят, что против этой свадьбы были все, за исключением молодых. Даже отец, который чувствовал вину перед взрослым сыном, не скрывая, говорил, что для него это большая неприятная неожиданность. Чтобы заработать денег на торжество, Валентина устроилась на работу уборщицей - мыла подъезды жилых домов. Игорь ей помогал, как только его отпускали в увольнительные. Он очень боялся, что мать не приедет на свадьбу. А она действительно не собиралась, но в последний момент, за двое суток до торжества, купила билеты на поезд. И там впервые за много лет встретилась с тем, кого видеть хотела меньше всего.

 

Сейчас Игорю 52 года. Он первый помощник капитана корабля дальнего плавания. У них с Валентиной взрослый сын, который пошел по стопам отца, и красавица дочь, недавно окончившая медицинский институт. Кстати, Татьяна Афанасьевна тоже устроила свою судьбу. Она-таки вышла замуж за офицера, правда, тот уже был на пенсии. Достойный мужчина. И в этом плане тоже все хорошо. Вот только невестку мать Игоря не любит до сих пор, хотя, конечно, терпит. Примерно раз в год они с мужем приезжают по льготной путевке в военный санаторий Владивостока, и на несколько дней останавливаются погостить в доме Игоря.

 

- И правнук у меня уже есть, - говорит Татьяна Афанасьевна и улыбается. Теперь она уже не так жестко отзывается о событиях в жизни родных и говорит, что от судьбы бегут только глупцы, а создать ее пытаются только отчаявшиеся люди.

Анна Нурадилова

НазадАрхив