Сегодня на Амуре № 33 (21 августа) 2013 г.


Белогорск обследовали с высоты «птичьего полета»

 

стихия

 

Чуть больше тонны веса, скорость до 240 км/ч, почти трехчасовой перелет без дополнительной заправки. Впервые территорию Белогорска по заданию главы города Станислава Мелюкова обследовали малой авиацией, с высоты «птичьего полета». Миссию замглавы по строительству и землепользованию Владимиру Розонову поручили важную - визуально определить возможные причины и объем притока воды на территорию города.

 

- Впервые на вертолете полечу! Такого в моей профессии еще не было, - эмоционально делится замглавы, бесстрашно усаживаясь на место пассажира, рядом с пилотом.

 

Первые три минуты - инструктаж: пристегнуться, одеть наушники, освоить нехитрые манипуляции со связью и определить маршрут на карте. С собой - видеокамера и фотоаппарат. Вещественные доказательства половодья через три часа предстояло отдать главе города...

 

20 секунд и красный вертолет Robinson с места взмывает в воздух. С непривычки где-то внутри «ухает». Остекленная кабина обеспечивает полный обзор всего, что внизу…

 

Обозначив маршрут диспетчеру, пилот Игорь участливо интересуется:

 

- Не страшно?

 

Констатировав быстрые кивки обоих пассажиров, продолжает:

 

- Вертолет, в общем, надежный. Легкий, многоцелевой, коммерческий вариант. Производства США, компании «Robinson Helicopter». Здесь навигационное оборудование. Можете смотреть, с какой скоростью летим и сколько под нами (смеется)…

 

Разглядев соответственно 168 км/ч и 157 м, пассажиры приступили к выполнению возложенных обязанностей. На первом этапе предстояло совершить облет границ городского округа. Траектория полета составила 200 км.

 

Замглавы оценил масштабы подтопления города. Дождеая вода с полей Белогорского района сформировалась практически в единый поток. Часть его пошла по Итикутской пади, другая через вдруг возродившуюся городскую реку Кирьяниха.

 

- Дааа… - многозначительно протянул Владимир Розонов. - Воды много. Не удивительно, что и подвалы затоплены, и мосты подмываются. Воде просто некуда уже уходить… Грунт полностью напитался водой…

 

Запечатлев на камеры масштабы подтопления в разных районах города, а заодно строящийся ФОК и кольцевую развязку, жилые массивы, вертолет с пассажирами успешно совершил посадку на дозаправку. Маневренность воздушного судна поразила. Без каких-либо колебаний пилот посадил аппарат на небольшой взлетной площадке.

 

Спустя час экипаж направился в Малую Сазанку, за гидрологом. Специалиста, изучающего воды земли амурской, провожали на борт «всем селом». Конечная точка - верховья Томи. В прямом и обратном направлении за почти три часа со средней скоростью около 200 км/ч преодолели около 300 километров. На высоте от 100 до 200 метров специалист осмотрел приточность Алеуна, Большого и Малого Майкура. Эти реки, как и Ташина, питают Томь и, по предположению гидролога, являлись основными источниками притока воды в реку. В среднем течении она поднялась не менее чем на полтора метра.

 

- Пади затоплены, приточность большая, - констатировал он. - К сожалению, с борта вертолета не могу определить объем поступления воды в Томь и быстроту прибытия волны к Белогорску. На это необходимы как минимум 12 часов и замеры уровней рек. Однако, исходя из визуального осмотра, можно с уверенностью сказать, что в город прибудет еще сантиметров 60. В целом это не критично, если в верховьях Томи не пройдут дожди...

 

Спустя пару дней выяснится, что прогнозы гидролога оказались верными. В Белогорске вода поднялась до 380 см.

 

Вернув гидролога к месту отправки, вертолет отправился в город. За бортом «проплывали» затопленные поля Серышевского района, группа людей, пытающихся вытащить автомобиль из вязкой дороги, коровы, согнанные на более-менее сухие пастбища и разлившаяся Зея. Над полями-заводями кружили стаи цапель.

 

- Рыбы сейчас, наверное, там много, - предположил пилот. - А может гнездовья где…

 

На «пятачок» площадки прибыли уже к концу рабочего дня. Впереди - «третья смена», в кабинете у главы. Станислав Мелюков и члены КЧС изучали полученную информацию, чтобы принять верные решения по противодействию паводку.

Марина Ткаченко

НазадАрхив