Сегодня на Амуре № 37 (18 сентября) 2013 г.


«Неправильные» кредиты

 

права потребителей

 

Роспотребнадзор перешел к новой тактике судебной работы с банками. После ряда крупных побед в арбитраже, наработанную там практику ведомство пытается перенести в суды общей юрисдикции, подавая иски к банкам в защиту неопределенного круга лиц. Специалисты говорят, что нарушений в договорах кредитования еще более, чем достаточно.

 

Многие считают, что Роспотребнадзор занимается исключительно «боржоми и кониной», но это не так. Ведомство готово защищать не только животы населения, но и их кошельки. Тем более что качеством финансовых услуг некоторые недовольны гораздо чаще, чем продуктами питания.

 

- Хотя в Белогорске клиенты различных банков не очень активно жалуются, - говорит специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в городе Белогорске Яна Смола. - А в областном центре, напротив, заявлений поступает достаточно много. Проводятся проверки, исходя из результатов которых, можно сделать определенные выводы.

 

Судя по всему, эти выводы не очень порадуют тех, кто является неоднократными заемщиками. Как известно, впервые раскрывать эффективные ставки по кредитам банки обязали с 1 июля 2007 года. В тот же период появились конкретные рекомендации Центробанка и методики расчета. Однако эксперты отмечают, что по большому счету, ситуация стала меняться только спустя год, когда вступили в силу изменения в закон «О банках и банковской деятельности». Согласно им, банки стали обязаны до заключения кредитного договора предоставлять заемщику информацию о полной стоимости кредита, а также указывать перечень и размеры платежей заемщика, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора. Понятие «эффективная ставка» было заменено на полную стоимость кредита, а в его расчет внесены корректировки.

 

- Тем не менее, мы вынуждены признать, что до сих пор это не привело к полному исправлению ситуации, - говорят в Роспотребнадзоре. – После проведенных проверок выясняется, что заемщики по-прежнему нуждаются в защите своих прав и интересов, как в административном, так и в судебном порядке.

 

В числе возможных нарушений целый список. Чаще всего клиентам не предоставляют информацию о полной сумме кредита, и даже при наличии графика платежей итог всех выплат может отсутствовать, а сам кредитный договор умышленно «перегружен» ненужной для заемщика информацией или выполняется «нечитабельным» шрифтом. Кроме этого, есть немало примеров, когда клиенту навязывают дополнительные услуги в виде «обязательного» страхования или подменяют кредитный договор договорами об использовании «кредитных карт».

 

- Именно поэтому мы обращаем внимание на основные правила, которые должен знать каждый потенциальный заемщик, - говорят специалисты Роспотребнадзора. - И самое главное из них - внимательно читать договор, который предлагают подписать в банке. В нем не должно быть ни одного пункта, смысл которого заемщику не известен или не ясен.

 

Кстати, большинство банкиров до сих пор обсуждают тему: имеет ли право Роспотребнадзор вмешиваться в деятельность кредитных организаций? Почему-то бытует мнение, что ведомство плохо осведомлено о правилах банковской деятельности, а потому не очень хорошо справляется со своими обязанностями по защите интересов граждан в сфере потребительского кредитования. При этом, права жаловаться на банки у россиян никто не отнял.

 

Если потенциальный клиент уверен, что банк нарушает его права как потребителя, ему для начала необходимо обратиться с претензией в сам банк. Если кредитная организация не готова идти навстречу и не может доказать своей правоты, то далее все дороги ведут в Роспотребнадзор и, разумеется, в суд по месту своего жительства.

 

- Примеров, когда банк по решению суда делает перерасчет по договору заемщика и возвращает клиенту «переплату» в практике достаточно много, - говорит специалист-эксперт Роспотребнадзора и напоминает, что кроме этого ведомство вправе привлечь кредитную организацию к административной ответственности. Белогорцы могут обращаться по адресу: улица Красноармейская, 15. Контактный телефон: 2-41-72.

Анна Нурадилова

НазадАрхив