Сегодня на Амуре № 39 (2 октября) 2013 г.


«Прости меня, мама»…

 

женские истории

 

Отношения с матерью не складывались. Ольга не помнит, когда это началось. Может, ей было четыре года, а может пять лет. Она знает только, что уже в то время старалась побольнее досадить матери. Тогда еще с ними жил отец.

 

- Как хорошо, когда твоей матери нет дома, правда, Олечка?- любил повторять он, лежа на диване. - Тишина и спокойствие. Согласна?

 

С бабушкой было чуть-чуть получше. Она мудро терпела все капризы внучки, только однажды сказала, что на мать та совсем не похожа, потому что мама была спокойным и добрым ребенком.

 

- Я помню, что тогда долго вертелась перед зеркалом и очень обрадовалась, обнаружив явные сходства с отцом, - вспоминает Ольга.

 

Сейчас ей уже давно за тридцать, но детские воспоминания до сих пор не дают покоя. Она с сожалением говорит, что сильно виновата перед самым дорогим для нее человеком. Мама ее простила, вот только жаль, что упущенного времени не вернешь.

 

- Вспоминаю, как я почти две недели жила у бабушки, - рассказывает женщина. - Ждала приезда родителей, но в дом зашла одна мать. Я ей совсем не обрадовалась и вырвалась, когда она хотела меня обнять. Зато бегом побежала одеваться.

 

- Зачем ты одела пальто? Мама ведь только с дороги, - пыталась уговорить бабушка.

 

- Я хочу домой, к папе, - это были единственные слова, которые произнесла Оля до возвращения в их квартиру. Она не отвечала на вопросы матери и думала только об отце, но его дома не оказалось.

 

- Папа через несколько дней придет тебя навестить. Он больше не будет жить с нами, - попыталась объяснить ей мать.

 

- Хочу к папе, - опять дочь утонула в слезах.

 

Рыдания не помогли. Напрасно она падала на пол. Кричала и бросалась на мать, сжимая ладошки. Не слушала уговоры, не позволяла к себе прикоснуться и не могла успокоиться…

 

Следующие дни стали большим испытанием. Отец не приходил. Она ждала его появления, как спасения, отказывалась есть и бесконечно верещала. Мама, которая всегда уступала, если у дочери начиналась истерика, на этот раз была непоколебима. Она уходила из дома, если больше не оставалось сил слушать дочкины вопли, оставляя ее со своей подругой Надей. Именно от нее Оля впервые услышала слово «развод».

 

Отец пришел в гости спустя месяц. У Ольги поднялась высокая температура в детском саду, пришлось вызывать скорую помощь, ставить уколы. И опять, как в бреду девочка повторяла: «Папа, папочка…»

 

- Я отчетливо помню, что мама смотрела на меня и плакала, - вспоминает она. - Потом позвонила соседу и попросила его съездить за моим отцом. А когда он, наконец, появился в дверях комнаты, я вцепилась в него и не хотела отпускать.

 

Впрочем, отец сидел с дочерью не долго: от силы, один час. Затем как-то резко засобирался домой.

 

- У тебя ничего нет, поправить здоровье?, - спросил он у бывшей жены, она растерялась, потом ответила, что в аптечке есть спирт.

 

- Забери меня с собой, папочка, - умоляла дочь. - Я не хочу оставаться с мамой.

 

- Заберу солнышко, обязательно заберу, - отвечал он. - Только найду квартиру побольше и обязательно заберу.

 

Тогда она еще не знала, что глупо верить обещаниям алкоголика. Да и не понимала, что ее отец - алкоголик. Он был намного старше мамы и злоупотреблял спиртным уже тогда, когда они познакомились. Только что окончившая институт девчонка смотрела на него как на икону - он был начальником инженерного отдела на предприятии, куда устроилась работать Ольгина мать. Она по уши влюбилась, не осознавая, что ее возлюбленный слишком зависим от алкоголя.

 

- А потом я подросла, узнала, где живет отец, и сбегала со школы к нему, - опять вспоминает Ольга, рассказывая, что, к сожалению, была все еще мала, чтобы понять происходящее.

 

Отец не радовался ее визитам. Обычно она заставала его еще в постели или слонявшегося по неубранной квартире и пытающегося справиться с похмельем. Однако, и это не мешало навещать отца. Единственное, что не нравилось, когда в квартире приходилось заставать незнакомых женщин, от которых, как и от отца, пахло перегаром и табаком.

 

Наступало воскресенье, и отец не приходил. И тогда опять Ольга вымещала всю свою обиду на матери. В такие минуты ее любимым занятием было портить семейный альбом с фотографиями, вырезая их с папочкой и закрашивая черным фломастером мамину улыбку. Однажды мать увидела испорченные снимки. Она не кричала. Не ругалась, только надолго закрылась в комнате, откуда не доносилось ни звука.

 

- На улице уже было темно, когда мама вышла и сказала мне одеваться, - рассказывает Ольга. - Я даже не посмела ослушаться, напуганная ее реакцией. Успокоилась, когда мы сели в такси, и она назвала адрес отца. Думала, что он то меня точно в обиду не даст.

 

Но на сей раз, даже я заметила, насколько отец был пьян. Он выглядел настоящей развалиной. Пялился на нас, пошатываясь и было заметно, что ему ни как не удается собраться с мыслями. В комнате на диване спали незнакомые мужчина и женщина.

 

- Чем обязан прекрасным дамам?- промямлил отец и громко икнул.

 

- Пожалуй, поговорим, когда протрезвеешь. - ответила мать, схватив дочь за руку и потащив к выходу. Она не сопротивлялась. Впервые в жизни ей не хотелось остаться с отцом.

 

…Он умер от цирроза печени, когда Ольга училась на первом курсе института. На похороны мать не пришла.

 

- Она в больнице лежит, очень плохо себя чувствует, - сообщила ее подруга.

 

- А я подумала, что это все специально, - говорит Ольга. - Даже не пошла ее навестить. Потом она приехала ко мне в общежитие. Бледная. Худая. Но даже тогда я не стала с ней долго разговаривать. В этот же вечер позвонила тетя Надя. Она и сообщила, что у мамы рак.

 

…Пожалуй, следующие дни Ольга не забудет никогда. Она рассказывает, что приехала домой на выходные и впервые они разговаривали с матерью, как близкие и самые родные люди. Потом была операция и долгая реабилитация. Тогда ее мама сдала пустующую комнату в квартире, чтобы по-прежнему иметь возможность помогать дочери.

 

- И я вдруг поняла, в скольких вещах она себе отказывала ради меня, - говорит женщина. - Без следа растаяла злость, накопившаяся за долгие годы, так глупо потраченные мной, потраченные - страшно сказать, - на вражду с самым нужным и родным человеком на земле…

Анастасия Чернявская

НазадАрхив