Сегодня на Амуре № 43 (30 октября) 2013 г.


Не простить себе никогда

 

женские истории

 

Пироги с капустой и печеная тыква в духовке. Вика зашла в квартиру, и первые несколько минут ей казалось, что она даже запах чувствует этих бабушкиных лакомств. На кухне все было точно так же, как в детстве - старинный термос, который тогда казался просто огромным, деревянный стол, выкрашенный обычной белой краской, в «красном уголке» икона Богородицы.

 

- А холодильник твоя бабуля продала по объявлению, - неожиданно раздался голос за спиной. - Он у нее все равно пустой стоял.

 

Вика вздрогнула и резко обернулась, ожидая увидеть кого угодно. Но это была всего лишь соседка по подъезду.

 

- Что же ты, любимая внучка, не приехала бабулю хоронить? - допытывалась она. - Ведь тебя она ждала. Людям рассказывала, что внучка письма пишет, и в отпуск приедет.

 

Вика молчала.

 

- Не шиковала бабка ведь, знаешь? - опять просвещала соседка. - Пенсия мизерная была. Я в канун Нового года ее двумя мандаринами угостила и несколько конфет дала, а вечером решила еще холодец отнести. Захожу, бабуля сообщает, что праздничный стол уже накрыла. Смотрю, а на столе только мои мандарины, три конфетки и кружка чаю. Не стыдно-то, а? Бессовестная! Она тебя вырастила, выкормила…

 

Вика молча слушала, как в детстве, забравшись на кресло и обхватив руками колени. Странно, но слез не было. Только чувство собственного омерзения, которое сменялось жалостью к себе, к бабушке, к проклятой жизни…

 

Мать у Вики - алкоголичка. Отца она никогда не видела. С пяти лет росла у бабушки, иногда встречая непутевую родительницу где-нибудь в подворотне. Конечно, тогда ей так не хватало материнской любви. Она до старших классов школы продолжала надеяться, что когда-нибудь мать одумается и все у них будет хорошо. Только этого, увы, не произошло. А для полного «счастья» мать девушки явилась на выпускной вечер дочери пьяная. Выступила по полной программе, пыталась подраться с физруком и окончательно испортила все, что вообще можно было испортить. По крайней мере, именно так считала ее повзрослевшая дочь, рыдая у бабушки на плече.

 

- Глупая моя девочка, - успокаивала ее бабуля, как маленькую, гладя по голове. - Все еще наладится, вот увидишь. Ты же у меня умница, красавица. А это совсем не самое страшное, что могло случиться.

 

Как же она была права. Теперь Вика вспоминала ее слова, перебирая в памяти события прошедших лет.

 

После школы началась другая жизнь. Совсем непохожая на ту, что раньше. Вика поступила в кулинарное училище в Благовещенске, устроилась в общежитии и в тот момент по-настоящему верила, что все у нее сложится. Чувствовала себя самостоятельной и очень взрослой.

 

- Может быть, я вообще потом собственный ресторан открою, - мечтательно рассуждала она, сидя на разломанной, «общаговской» кровати.

 

Часто ездить домой возможности не было. С бабулей они договорились, что зря «прокатывать» деньги не стоит. Лучше их приберечь на другие полезные цели, а на выходные приезжать в Белогорск один раз в три недели. Так что, каждую пятницу, когда соседки по комнате разъезжались по домам, Вика оставалась одна.

 

- Было очень грустно, - рассказывает девушка. - Я часами смотрела в окно. Напротив общежития пятиэтажный многоквартирный дом, и по вечерам, когда в окнах загорался свет, я с большой завистью наблюдала, что за ними происходило. Очень мечтала о семье, о жареной картошке для любимого и крохотных носочках, которые будут сушиться у меня на балконе. А когда становилось совсем плохо, спускалась на первый этаж общежития. Там стоял телевизор, который разрешалось смотреть всем желающим студентам, и сидел смешной охранник, с удовольствием поддерживающий любую беседу.

 

Именно этот охранник со временем стал для Вики почти родным. На третьем курсе она переехала жить в его квартиру.

 

- Ребенка вначале не планировали, - говорит девушка, - но, когда наступила беременность, подали заявление в ЗАГС, и именно тогда для меня прозвенел первый тревожный звоночек.

 

На свадьбу он предложил надеть невесте обычное платье и обручальные кольца, которые остались у него от первого брака. Из гостей твердо решил никого с Викиной стороны не приглашать.

 

- Ну, можно я хотя бы девчонок позову, с которыми вместе в одной комнате жили, - уговаривала Вика, - и бабулю нужно привезти. Она всегда мечтала, как будет выдавать меня замуж.

 

Из-за этого случилась первая серьезная ссора. Сожитель Вики был категорически против гостей и тем более родственников. Оказалось, что в числе его друзей тоже только два первокурсника, больше приглашать было некого.

 

Ссора затянулась на несколько дней. Вика пыталась помириться, но она не представляла, как объяснит бабушке, почему ее будущий супруг не разрешает ей приехать на свадьбу. Еще очень настораживало отсутствие у суженого давних друзей. Оказалось, что круг его основного общения - это студенты в общежитии, которые младше него, как минимум, на 10 лет.

 

- А к бабушке ты пока не езди, - наставлял будущий супруг. - Нечего туда-сюда мотаться, только деньги тратить. У нас вон, полно проблем.

 

И Вика вынуждена была соглашаться.

 

- Качать права я не могла, потому что фактически сидела на его шее, - делится она самыми тяжелыми воспоминаниями. - Я думала в первую очередь о будущем ребенка, поэтому многое терпела. Помню, как у нас произошла небольшая ссора, как раз в тот день, когда мне нужно было ложиться на сохранение беременности в больницу. Я попросила помочь его собрать вещи, так как очень плохо себя чувствовала. Меня постоянно тошнило, открылась рвота. Но он сказал, что это мои проблемы. Даже не встал с дивана, чтобы меня проводить, и ни разу за неделю не навестил в больнице.

 

По возвращении девушку ждал еще один сюрприз - неожиданная гостья в квартире. Ею оказалась студентка из родного училища, которая банально спряталась в шкафу. И снова был скандал.

 

- Наверное, я бы простила ему эту измену, - признается Вика. - Ради семьи я готова была на все, что угодно. Но он неожиданно сказал, что свадьба отменяется, и что с ребенком я могу делать все, что считаю нужным.

 

- «Можешь его убить, он мне не нужен»,  - он так и сказал. - Дальше все как в тумане. Жизнь, вера, любовь - все рухнуло. Вернее, я вдруг четко поняла, что ничего не было. Убить того, о ком так молила? Кому в виде двух полосок на тесте была так рада? Да я готова была бросить всех мужчин на свете, но никогда не пошла бы на такой шаг.

 

… Бабушка Вики всего два дня не дожила до появления правнука. Она знала, что у внучки не все хорошо складывается, и очень переживала. Вырученные от продажи холодильника деньги успела передать в Благовещенск, это была единственная вещь в доме, представляющая хоть какую-то материальную ценность. Вика купила на них приданое для малыша. Ей сделали кесарево. В день похорон новорожденного впервые принесли маме на кормление…

 

- Иногда мы спорим о том, в чём считаем себя правыми, или говорим о том, чего нет и быть не может. Иногда оцениваем свой ущерб, оцениваем моральные издержки, и не понимаем, что некоторые ценности цены не имеют… Вика до сих пор говорит об этом с глубоким чувством вины. Есть в ее жизни моменты, которых она не простит себе никогда. Но к груди прижат самый дорогой для нее сверток. Это ее жизнь. И ни смотря ни на что она верит, что все еще обязательно будет хорошо.

Анна Нурадилова

НазадАрхив