Сегодня на Амуре № 49 (11 декабря) 2013 г.


«Плачь - не плачь, а отца не вернешь…»

 

юбилей

 

14 декабря исполнится 90 лет участнице Великой Отечественной войны, прекрасной матери, бабушке и уже прабабушке Евдокие Григорьевне Кондраковой. О том, что такое война, и как Белогорск стал родным городом для девушки из Самары, пенсионерка рассказала корреспонденту газеты «Сегодня» Ульяне Мукаиловой.

 

В 1923 году в семье Кондраковых, проживавших в деревне Самарской области, появился долгожданный первенец - дочь Евдокия.

 

- У меня было прекрасное детство, - рассказывает участница Великой Отечественной войны. - Отец работал председателем колхоза до самой войны, мать смотрела за детьми, нас было четыре сестры и два брата. Самая младшая родилась в первый год войны, тогда отца уже забрали на фронт, сестренка моя никогда его не видела, только на фотографиях.

 

Сейчас в живых из сестер и братьев у Евдокии Кондраковой остался брат, проживающий в Липецке, и сестра - в Самарской области.

 

О том, что началась война, в деревне, где проживали Кондраковы, и не знали, пока отец семейства не поехал по работе на ярмарку.

 

- Приехал отец из города и говорит матери: «Мать, готовь сухарей, немец напал безоговорочно, началась война!» - рассказывает пожилая женщина.

 

Уже в августе беременная жена и пятеро детей проводили главу семейства на фронт. Дочь Евдокия осталась за старшую, помогать матери.

 

- Я пошла работать в колхоз, сено косила, - говорит пенсионерка. - А когда немец стал подъезжать к Москве, то всю молодежь в деревне собрали и повезли на станцию Майск.

 

По ее рассказу, молодые люди прибыли в деревню, где им поручили копать траншею «три метра в глубину и три в ширину, чтобы немецкие танки не смогли пройти».

 

Им удалось «отбить» немцев от Москвы, после чего они вернулись домой. Через несколько дней, рано утром к матери девушки подходит местный бригадир с приказом «собрать дочку на лесозаготовку».

 

- Мы поехали за 30 километров в одну деревню, оттуда ездили в лес за дровами, обеспечивали паровозы вместо угля, - вспоминает Евдокия Григорьевна, - вставали мы рано утром, кормили коней и ехали в лес работать, так и проходил весь день.

 

Однажды в деревню прибыл посыльный с повесткой о том, что юную Евдокию, которой на тот момент едва исполнилось 18 лет, забирают на фронт.

 

- Меня и двух еще девушек привезли в Куйбышево, учили стрелять из пулемета, винтовок,  после чего отправили пароходом в Ульяновск, - вспоминает она, - нам дали брошюрки, в которых были фотографии всех самолетов и названия, хотя мы и так знали какие наши, а какие немецкие самолеты. Немецкие гудели по-другому и летели выше, чем наши. И вот мы стояли у аппарата и передавали в штаб, какой самолет и во сколько пролетел.

 

День, когда закончилась война, Евдокия Кондракова помнит хорошо, но особой радости эта новость не принесла.

 

- Помню, я только пришла с поста, и тут тревога, - рассказывает она, - я снова надела форму. Все очень быстро собрались на построение, и комбат доложил: «Победили!» - а я стою и думаю, кто ж победил, и жду, что скажет дальше, и комбат продолжил: «Немец отступил, наши в Германии. Победа за нами!» Кто-то смеялся, а кто-то плакал, а я, как сегодня помню, стою и думаю: «Плачь - не плачь, а отца все равно не вернешь, война забрала моего родного человека».

 

Домой Евдокия Кондракова вернулась сразу после войны в 1945 году, на тот момент ей не было и 22 лет.

 

Тогда она и устроилась работать санитаркой в деревенской больнице.

 

В 1950-м году дальняя родственница, проживавшая в Белогорске, написала на имя 27-летней Евдокии Григорьевны письмо, в котором очень просила сопроводить ее мать по пути из Самары в Белогорск.

 

- Моя мама не очень хотела, чтобы я уезжала, говорила, как можно в такую даль ехать, - улыбается пенсионерка. - «Не пешком же идти», - сказала я матери и все же решилась поехать.

 

Девушка уволилась из больницы и повезла родственницу в Белогорск. Мать перед отъездом дала ей немного денег на первое время. Практически сразу по приезду Евдокия Кондракова устроилась работать в ОРС (отдел рабочего снабжения), где и работала родственница, пригласившая ее в Белогорск.

 

Спустя полтора года с тех пор, как Евдокия Григорьевна приехала жить в Белогорск, она познакомилась со своим будущим мужем.

 

- Нас познакомила сестра моего будущего мужа, он тогда приехал к ней погостить из Комсомольска, - вспоминает пенсионерка, - встречались мы недолго, да и видеться часто не удавалось - я работала посменно.

 

В семье родилось двое сыновей с разницей в возрасте 3 года.

 

Надо было выходить уже на работу, но мне не с кем было оставлять детей, мы тогда еще жили в Сосновке в комнате 9 квадратных метров, а на три семьи была всего одна кухня. Тогда муж с женой решили купить корову, и Евдокия Григорьевна занялась хозяйством.

 

- Я начала сдавать молоко в столовую, набегали кое-какие деньги, на то и жили, - рассказывает она, - и никогда даже в голову не приходило жаловаться на свою жизнь.

 

На вопрос «в чем секрет долголетия?» пенсионерка отвечает не банальной фразой: «Надо вести здоровый образ жизни».

 

- Жизнь пройти - не поле перейти, - задумчиво отвечает Евдокия Григорьевна, - самое главное - нужно иметь терпение и не злиться, не держать в себе обиду и злость. Всякое в моей жизни бывало: и хорошее, и плохое. Просто надо иметь терпение и все прощать.

 

Не стоит жаловаться на жизнь, просто прикладывайте все усилия для того, чтобы она стала лучше.

 

Еще одним секретом долголетия пенсионерка считает свое трудолюбие.

 

- Где я только не работала, - рассказывает женщина. - Сначала устроилась в пошивочный отдел, печки топила и утюги грела для тех, кто шил. Позже пошла работать в столовую депо, а там уже переучилась на повара-раздатчика. Еще через несколько лет - на Мелькомбинате работала вальцевым, магнитчицей, круповильщиком на рассевах, зерно в элеваторах принимала.

 

Сейчас у Евдокии Григорьевны двое сыновей, два внука и один правнук. Как признается пенсионерка, ей очень хочется, чтобы у нее, наконец, появилась долгожданная правнучка, и твердо верит, что обязательно еще ее понянчит.

НазадАрхив