Сегодня на Амуре № 5 (7 февраля) 2013 г.


Тонкости речного льда

 

интервью
 

Река Томь коварна не только летом, но и зимой. Вечером 30 января в этом убедился житель Белогорска. Мужчина решил на японском внедорожнике пересечь водоем в районе бывшего ипподрома. Проехав всего несколько метров, он стал разворачиваться. Однако автомобиль угодил в проталину, и передние колеса авто провалились под лед. К счастью, хозяин авто не пострадал. С помощью спасателей и 20-тонного автокрана на следующее утро удалось вытащить автомобиль. Он был практически не поврежден. Любитель «запрещенного спидвея» пообещал спасателям на лед больше не выезжать. Однако начальник Управления по делам ГО и ЧС администрации Белогорска Михаил Драгунов рассказал корреспонденту газеты «Сегодня» Нине Сапрыкиной, что, несмотря на опасность, некоторые жители города продолжают игнорировать запрещающие аншлаги.

 

- Михаил Валентинович, в Белогорске есть открытые временные ледовые переправы?

 

- Нет. На реке Томь нет официальных ледовых дорог. В этом нет необходимости, так как на территории муниципального образования имеется два автомобильных моста, с помощью которых можно добраться до необходимого места назначения. Если говорить в целом, то в Амурской области ежегодно примерно в последних числах ноября, в зависимости от погодных условий, допускается к эксплуатации 10-12 временных технологических ледовых переправ. Перед тем, как открыть зимние «речные дороги», специалисты проводят их техническое освидетельствование. Дороги обозначаются светоотражающими вехами и дорожными знаками, а также информационными щитами и плакатами с правилами пользования переправой, оборудуются шлагбаумом, спасательным и контрольно-пропускным пунктом. Сегодня ледовые дороги функционируют в Благовещенске, Селемджинском, Мазановском, Зейском, Михайловском и Тындинском районах. Недавно была открыта ледовая переправа в районе села Ивановка для перевозки песчано-гравийной смеси с месторождения «Ивановское». И, как мне известно, планируется открытие еще трех ледовых дорог: в Сковородинском, Зейском и Шимановском районах. На Бурейском водохранилище в поселке Талакан на льду открыто массовое место для любителей рыбалки. С целью безопасности рыбаков ежедневно здесь дежурят спасатели Амурского ПСО спасения на водах и инспекторы ГИМС.

 

Кроме этого, работает временная ледовая дорога через реку Пера в Свободненском районе, так как здесь проводятся автогонки на льду. Соревнования продлятся до 15 февраля.

 

- Известно, что и на Томи водители-экстрималы умудряются устраивать «автогонки».

 

- Несмотря на разъяснительные беседы, которые проводят спасатели, есть граждане, которые испытывают лед, рискуя ценой собственной жизнью и имуществом. То и дело мы наблюдаем на Томи любителей зимних видов отдыха: рыбаков и лыжников. Дети тоже, игнорируя запреты родителей, ходят на речку. Хотя есть взрослые, которые сами показывают детям отрицательный пример. Минуя мосты, таким образом сокращая путь, идут на другой берег и детей за руку ведут. Белогорцы считают: если крепкий мороз, значит, толщина льда безопасна. Кстати, для лыжников есть отведенная, проверенная трасса в районе СОШ N11. Но реальная картина такова, что любители этого зимнего спорта катаются, где хотят, забывая об осторожности.

 

- Может быть, запретить?

 

- У нас нет таких полномочий. В компетенции Управления по делам ГО и ЧС только предупредительные меры. Помимо аншлагов, которые мы устанавливаем на берегу реки самых опасных участков, проводим разъяснительную работу в СМИ.

 

- А какая толщина льда считается безопасной?

 

- Пешие переправы считаются надежными при толщине льда не менее 15 сантиметров. А выезжать на легковой машине безопасно, когда вода застыла 30-сантиметровым слоем. Но еще раз подчеркну, что использовать реку как дорожную трассу можно только в местах установленных ледовых переправ.

 

- Михаил Валентинович, а если лед под человеком все-таки провалился…

 

- Самое главное - не паниковать. В случае провала льда под ногами пострадавшему необходимо широко раскинуть руки по кромкам льда, чтобы не погрузиться с головой под воду. Затем без резких движений попытаться выбраться на лед, наползая грудью и поочередно вытаскивая на поверхность ноги. Выбравшись из пролома, нужно откатиться, а затем, лежа на спине или груди, продвигаться в сторону берега, откуда пришли. Лыжник в случае провала льда под ногами должен немедленно отбросить рюкзак, положить поперек трещины палки, лечь на лед, без суеты освободиться от лыж и попытаться, опираясь на палки, выбраться на крепкий лед. Если провалились на автомобиле, то в первую очередь необходимо покинуть салон.

 

Если на глазах под лед провалился человек, в первую очередь необходимо вызвать спасателей. Затем, если есть уверенность в собственных силах, постараться приблизиться к человеку ползком, широко раскинув руки и ноги. Вытащить пострадавшего можно, используя подручные средства: жерди, лыжи, лыжные палки, рюкзак, шарф, ремень, веревки. Любые предметы, находящиеся рядом и пригодные для подачи помощи спасаемому. Отмечу, что действовать нужно быстро и решительно, поскольку в ледяной воде человек быстро замерзает, а намокшая одежда тянет его вниз.

 

- Михаил Валентинович, спасибо за ценные рекомендации.

 

Главное Управление МЧС напоминает, если вам необходима помощь пожарных и спасателей, сообщите об этом по телефонам экстренной службы спасения: «01» - единый для набора со всех стационарных телефонов; «112» - единый для набора со всех операторов мобильной связи; «010» - для пользователей мобильной сети МТС и Мегафон; «001» - для пользователей сети Билайн.

НазадАрхив