Сегодня на Амуре № 50 (18 декабря) 2013 г.


«Успех моих учеников - это и мой педагогический успех»

 

интервью

 

В предыдущих номерах газеты «Сегодня» были опубликованы интервью с финалистками I областного конкурса работников образовательных организаций «Воспитать человека - 2013». Напомним, в нем приняло участие 60 сотрудников образовательных учреждений области. Трое белогорских педагогов вышли в финал. Учитель русского языка и литературы СОШ N4 Ирина Каменева стала не только финалисткой, но и призером в номинации «Классный руководитель».

 

- Ирина Анатольевна, Ваш педагогический стаж насчитывает почти 18 лет. В чем видите секрет педагогического успеха?

 

- Особых секретов нет. Каждый учитель, и я в том числе, ставит цель, чтобы успехов добились его ученики. По моему мнению, это возможно лишь тогда, когда ученик почувствует свою необходимость. А именно, ощутят любовь, доброту со стороны не только близких, родственников, но и в целом окружающих. Именно поэтому на своих уроках и во время внеурочной деятельности я стремлюсь создать условия, чтобы каждый ученик ощутил свой успех. Мне очень нравятся такие моменты, когда ученики сомневаются, спорят, принимают самостоятельные решения, делают выводы.

 

- Что считаете своим главным педагогическим достижением?

 

- Победы моих учеников на предметных олимпиадах разного уровня, участие их в творческих конкурсах. А также награждение ученицы Валерии Назаровой именной стипендией главы Белогорска в номинации «Интеллектуальный фонд города» в 2012-2013 учебном году. Для меня успех моих учеников - это и мой педагогический успех.

 

- Ирина Анатольевна, но ведь, помимо побед, конкурсов и наград, в этой профессии есть и обратная сторона медали. Не жалко времени, проведенного за проверкой тетрадей, ведь некоторые учителя делают это даже ночами?

 

- Проработав в школе 18 лет, я ни разу не пожалела, что выбрала именно эту профессию, и даже не могу представить себя в другой роли. А проверка тетрадей - это тоже общение с учениками, без которого жизнь учителя просто невозможна.

 

- Вы учитель русского языка и литературы. Как думаете, почему не по зубам некоторым детям словесность?

 

- Ни для кого не секрет, что некоторые современные школьники не любят читать. Положено по программе, прочитают через силу, потому что надо. А просто взять книжку и за чтением провести свободное время, сегодня это редкость. Сегодня дети чаще читают не образцы художественного слова, а то, что размещено в социальных сетях. Отсюда и снижение не только орфографической грамотности, но и словарного запаса. Конечно, мы, учителя, стараемся на уроках донести до учеников красоту русского слова, продолжаем развивать эстетическое чувство к языку, чтобы молодое поколение сохранило русскую культуру слова в будущем.

 

- Думаете, получится? Ведь молодежь все чаще употребляет жаргонные словечки?

 

- Вы правы. Речь детей и подростков буквально кишит жаргонизмом и «крепкими» словечками. Причем слова, которые звучат в данном сленге, относятся отнюдь не к учебе. Жаргон в большей степени описывает внешность человека, его одежду, свободное времяпровождение, вредные привычки. Как я уже говорила выше, причина заключается в излишнем времяпровождении в социальных сетях. Я не имею в виду сайты, развивающие то или иное интеллектуально направление.

 

А получится или нет, покажет время. Все-таки большинство детей и подростков хотят развиваться интеллектуально. Я знаю ребят, которые, помимо школьных занятий, дополнительно посещают уроки, на которых изучают китайский, французский и другие языки. Они уверены, что в будущем набор таких знаний им может пригодиться.

 

- Если проводить параллель между разными поколениями - Вам проще было общаться с детьми 18 лет назад или сейчас?

 

- Я иду в ногу со временем, и поэтому никогда не возникало проблем в общении с учениками. Тем более, 18 лет не такой уж большой срок, как кажется. Возможно, дети стали более раскрепощенными в общении с учителями, что тоже имеет свои плюсы и минусы.

 

- В чем, по вашему мнению, современный школьник преуспел?

 

- Цифровой век требует от современного школьника умение работы с техническими средствами, и в этом плане дети нас опережают. Часто сама обращаюсь за помощью к своим воспитанникам.

 

- Ваше отношение к ЕГЭ?

 

- Двойственное, потому что в этом варианте итоговой аттестации есть и положительные и отрицательные стороны, которые не могут удовлетворить всех. Процедура ЕГЭ с каждым годом совершенствуется, и, возможно, в скором будущем отпадут вопросы о правильности или ошибочности выбора такой формы аттестации в школе.

 

- Какой предмет Вы бы добавили в школьную программу?

 

- На мой взгляд, в школьной программе уже достаточно новых предметов. А вот возродить гражданско-патриотические клубы не мешало бы, так как у выпускников школы часто нет четкой гражданской позиции.

 

- Ирина Анатольевна, Вы стали финалистом и призером областного конкурса «Воспитать человека-2013». Трудно ли выполнить смысл этой фразы?

 

- Перед тем как ответить на этот вопрос, мне хотелось бы отметить, что впервые в областном конкурсе финалистами во всех четырех номинациях стали представительницы города Белогорска. Поэтому это победа и нашего города в целом.

 

Воспитать же человека, я считаю, трудно. Потому что считаю, что человек воспитывается сам через испытания, которые встречаются на его жизненном пути. А вот создать условия для воспитания - это наше педагогическое дело. В силах педагогов организовать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей и дать ориентир на развитие положительных качеств.

 

- Ирина Анатольевна, спасибо за содержательные ответы. И пусть удача и дальше сопутствует Вам в педагогической деятельности.

Нина Сапрыкина

НазадАрхив