Сегодня на Амуре № 9 (6 марта) 2013 г.


Незавидное наследство

 

забота о людях

 

В здравоохранении Белогорского района обещают навести порядок. Жители сел в эти обещания уже не очень-то верят. Условия оказания медицинской помощи давно приближены к экстремальным. Разбитые окна, холодные помещения, по которым гуляет ветер, и полное несоответствие нормативным требованиям. Так выглядит большинство медицинских учреждений района. Прокатившись по некоторым сельским поселениям, корреспондент газеты «Сегодня» Анна Нурадилова выяснила, кто виноват и кому досталось столь незавидное наследство.

 

Сто километров лесом

 

- Мне на фронте легче с фашистами было воевать, - прислушиваются к откровению старушки некоторые пассажиры сквозь гул белогорского автовокзала. Как доказательство героического прошлого, она расстегивает несколько пуговиц куртки, а оттуда блестят прикрытые кончиком платка... награды.

 

Бабуля рассказывает про то, как в их селе закрыли фельдшерско-акушерский пункт, в который можно было прийти за помощью. Вокруг этой темы собралось несколько собеседников, потому что теперь равнодушных к ней нет.

 

- Три раза такси нанимала, пока ездила в городскую аптеку, да в больницу на анализы. Автобус ведь только два раза в неделю ходит, и хоть помирай ложись.

 

…Заснеженная дорога ведет в село Чернетчено Белогорского района. Здесь тоже похожая история. Пустынная улица, разваленные дома и полное ощущение, что до ближайшей цивилизации, как минимум, сто километров лесом. Ни аптеки, ни магазина.

 

Местный фельдшерско-акушерский пункт, на который в свое время были все надежды местных жителей, удается найти не сразу. На двери замок, окна разбиты, в стенах большие трещины, вокруг разруха. В таком состоянии власти Белогорского района больше года назад передали здание в ведение городской больницы. Избавились, вздохнули от облегчения и, наверное, сразу забыли. Впрочем, и раньше-то не особо вспоминали. Как будет дальше, мало кого волнует.

 

- ФАП пока работает, но лицензии на него давно нет, - сообщает фельдшер этого села.

 

Она живет в самом начале улицы и в настоящее время на работу не ходит. В отпуске.

 

- Я не знаю, что придумают, - поясняет она, - говорят, что какое-то домовое хозяйство сделают, у нас ведь количество проживающих - 44 человека, как-то надо жить…

 

Как мамонты, в вечной мерзлоте

 

В ближайшем селе Заречное первые ощущения, когда входишь в местный фельдшерский акушерский пункт - собачий холод. Кажется, что в здании температура гораздо ниже, чем на улице.

 

- Холодно, потому что не топится, - комментируют ситуацию пациенты, пришедшие на прием и ожидающие свой очереди в коридоре. - Никому из районных властей дела не было. Сто раз туда обращались.

 

Фельдшер этого медицинского учреждения старается не распыляться на эмоции. Рассказывает о проблемах по факту, но выводы из всего сказанного очень даже понятны. В селе Заречное проживает 460 человек, и все они, конечно, должны рассчитывать на оказание медицинской помощи. Из них 110 детей, 26 ветеранов труда, 8 участников трудового фронта и более 60 инвалидов. Проблема с отоплением здесь возникла не сегодня, а несколько лет назад. Из-за холода прошлой зимой приходилось даже закрывать единственное учреждение здравоохранения.

 

Причем, закрыть оказалось гораздо проще, чем устранить проблему. Хотя все, что требовалось от властей Белогорского района, - найти средства на промывку радиаторов отопления. Их в здании не более 10 штук.

 

- Вода перемерзает в системе, потому что всего + 4 градуса, - говорит фельдшер и рассказывает, что, кроме медицинского халата, обязательной формой одежды служит утепленный лыжный костюм или ватные штаны с жилетом. В этом приходится вести прием пациентов, иначе просто не выжить.

 

- Зато как мамонты, будем вечно молодыми, - пытается пошутить она на эту тему и рассказывает, что хуже всего, когда на прием приводят маленьких детей. Помещение процедурного кабинета пытаются хоть немного нагреть обогревателями, но это мало помогает. Поэтому медицинский осмотр в ускоренном режиме - вполне обычная практика. А у пациентов уже не плохой опыт раздевания-одевания на скорость. Чем быстрее, тем больше шансов не заболеть сильнее, чем до визита к медикам.

 

- А на улице весна, - радуется фельдшер. - Вот так пережили зиму и обязательно тепла дождемся, - говорит она, отчего есть четкое ощущение, что сделать это действительно, оказалось очень не просто...

 

Избавились и перекрестились

 

Фельдшерско-акушерским пунктом села Озеряне оказалась небольшая избушка. Его давно закрыли по решению суда, как не соответствующее нормативным требованиям для медицинских учреждений. Выявленные нарушения остались на бумаге, и их районные власти устранить не пытались.

 

- Мы никому не нужны стали, - говорит жительница этого села, у которой на хранении ключи от этого здания. - У нас нет бани, негде купить лекарства, нет магазина, «спасибо», что хоть хлеб завозят. Районная власть не обращает на нас внимания. Мы главу района Дениса Инюточкина здесь ни разу и не видели.

 

Судя по всему, внимания от районных властей действительно уже не дождаться. По крайней мере, в вопросах здравоохранения. Убитые фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории и участковые больницы Белогорского района - теперь головная боль области. С прошлого года здравоохранение города и района объединили и отдали в подчинение Минздрава области. А проблемы, которые копились годами, теперь предстоит решать Белогорской городской больнице.

 

- Вот такое незавидное наследство нам досталось от района, - говорит главный врач станции скорой медицинской помощи Нина Ворфоломеева. Она рассказывает, что на территории Белогорского района 25 фельдшерских акушерских пункта, 4 врачебных амбулатории и 2 участковые больницы. После приемки всех их объехали с руководством Белогорской городской больницы, провели анализ технического состояния и пришли к выводу, что ни одно подразделение здравоохранения района не соответствует нормативным требованиям для медицинских учреждений.
 

Нарушения, нарушения, нарушения….

 

- Во всех структурных подразделениях не переоформлены правоустанавливающие документы на недвижимое имущество и земельные участки, - рассказывают в Белогорской городской больнице про выявленные нарушения. - Не переоформлены лицензии на медицинскую деятельность…

 

На самом деле слово «переоформлены» не совсем подходит. Хотя бы потому, что уже несколько лет почти все учреждения здравоохранения района работают без лицензии, а значит, не имеют права на оказание медицинской помощи. Отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения в Амурской участковой больнице, Васильевской врачебной амбулатории, Возжаевской врачебной амбулатории и в 15 фельдшерских акушерских пунктах.

 

В соответствии с предписанием Роспотребнадзора от 15 октября прошлого года по Амурской участковой больнице, необходимо устранить 44 пункта нарушений санитарного законодательства. Сделать это будет не просто, поскольку требуется капитальный ремонт не только помещений, но и вентиляционной системы, системы отопления, монтаж горячего водоснабжения, устройство пандусов. Хотя в этом списке нарушений есть и «малозатратные» пункты. К примеру, такие, как замена посуды в пищеблоке, или приобретение ведер и веников для уборки. И уже совсем не удивляет, что даже такие мелочи оставались не решенными годами.

 

- А еще не оборудованы противопожарной сигнализацией 4 амбулаториии района и 23 ФАПа, - перечисляет Нина Ворфоломеева, - не оборудованы водоснабжением и водоотведением 23 ФАПа, все врачебные амбулатории и 22 фельдшерских акушерских пункта нуждаются в капитальном ремонте, начиная от замены электропроводки и заканчивая ремонтом окон, кровли, дверей.

 

В селах Междугранка, Озеряне и Комиссаровка медицинские подразделения были закрыты по решению суда. Их эксплуатация возможна лишь путем возведения новых зданий, которые могли бы соответствовать всем требованиям СНиП. Как там живут люди, к кому обращаются за помощью и как приспособились выживать? Известно, что, к примеру, в Комиссаровке фельдшер принимает больных в собственной квартире. Причем делает это с 2007 года. И никаких подвижек до сих пор не было. Только нарушения, нарушения, нарушения…

 

- Молодцы руководство Белогорского района, спихнули здравоохранение на область и радуются, - написал кто-то из участников одного из интернет-форумов. - Кстати, Белогорский район вместе с ужасными ФАПами передал области еще и 700 тысяч долгов по этим самым учреждениям. И даже не рассчитался с Ростелекомом за долги управления здравоохранения Белогорского района за 2011 год.

 

Между тем, чтобы понять, сколько миллионов потребуется на восстановление хотя бы самых крупных бывших районных медучреждений, Белогорской больницей была заказана проектно-сметная документация. Сумма будет внушительной. Помимо ремонта предстоит еще и покупка оборудования. Его, как оказалось, в наличии у медиков, обслуживающих селян, тоже практически нет. Говорят, что теперь этими фактами занялась прокуратура района. Только вот куда она смотрела, пока здравоохранение было в таком же состоянии, но в подчинении района? Теперь отдуваться за многолетнее невнимание района к своим проблемам придется министерству здравоохранения...

 

Анна Нурадилова

НазадАрхив