Высокая цена исправления
забота о детях
Как уже писала газета «Сегодня», весна - это то время, когда увеличивается количество несовершеннолетних, которые самовольно покидают приюты, интернаты и семьи. Последние 14 марта проверили участники рейда. На этот раз представители различных структур, отвечающих за безопасность и здоровье юных белогорцев, побывали в самых тяжелых и неблагополучных семьях, в том числе в тех, где неоднократно убегали дети.
Для специалиста по социальной работе Белогорского реабилитационного комплексного центра помощи семье и детям Анастасии Павленко, социального работника детской поликлиники Татьяны Зыряновой, главного специалиста комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Белогорска (КДН и ЗП) Эльвиры Моховой и социального работника Белогорского наркологического диспансера Юлии Белозеровой - этот рейд плановый. В неблагополучные семьи они выезжают еженедельно. Зачастую бывают и внеплановые посещения нерадивых родителей и их детей. Такое происходит, когда соседи или знакомые сообщают, что «здоровью детей алкашей угрожает опасность».
Во время пути, который водитель наркодиспансера знает не понаслышке (по некоторым адресам он доставляет комиссию уже не первый год), участники рейда обсуждают те семьи, которые необходимо навестить в первую очередь.
- Давайте Кукушку сначала проверим, - предложила Эльвира Мохова. - Тем более там 4-летний ребенок сбегает из дома достаточно часто.
- Кукушка, это кличка такая? - интересуются представители СМИ.
На деле оказывается, что это реальная, очень подходящая фамилия 30-летней матери шестерых детей. Эта семья попала в поле зрения органов опеки после того, как юная мать стала уходить в загул, а дети оставались одни. Один раз малышей и вовсе пришлось забрать и поместить в приют. А когда Кукушка вышла из запоя и пообещала стать на путь исправления, малышей вернули в родной дом. Тем не менее многодетная мать доверия не внушала, поэтому теперь ее еженедельно проверяют. На этот раз дома ее не оказалось, а дверь однокомнатной квартиры открыла бабушка, мать Кукушки. Малыши еще спали. Кто где: годовалые двойняшки Ксения и Кирилл - на кровати, 14-летняя Юлия, 7-летняя Ольга и 2-летний Михаил - на диване. Только 4-летнему Богдану места не хватило, ребенок расположился на полу, вместо одеяла укрывшись полотенцем.
- А где Ваша дочь? Почему дети с Вами? - поинтересовалась представитель КДН.
- Вчера их мать домой прибегала, она детское пособие получила, продуктов закупила, привезла и была такова! - возмущенно отвечала женщина. - У подруги она. Вот я вам адрес написала. Поезжайте, привезите ее к детям, надоело мне уже все это безобразие.
Продукты, которые закупила Кукушка - большой мешок с замороженным минтаем - стоял в зале. Но дети, судя по всему, к рыбному запаху уже привыкли и не обращали внимания ни на вонь, ни на грязную жижу, которая образовалась вокруг мешка. Минтай таял. Еще немного и вода дотечет до импровизированной «кровати» Богдана. Проснувшись и открыв глаза, малыш вполне привычно и без удивления разглядывал незваных гостей. Некоторым, кого видел достаточно часто, улыбнулся. Немного привстав, он взял за руку одного из представителей рейда и приложил руку к своей щеке.
- Уберите руку, у него стрептодермия, - предупредила бабушка малыша.
Однако ребенок чужую ладонь отпускать не спешил, да и взрослый, видимо, понимая, что таким образом малыш показывает, что ему не хватает ласки и заботы, не обратил внимания на предупреждение.
По словам Анастасии Павленко, Богдан часто убегает из дома. Этого малыша знают и продавцы магазинов, и сотрудники правоохранительных органов, которые периодически ищут сбежавшего мальчугана. Несмотря на спокойствие, в глазах читалась тоска. По всему чувствовалось, что малыш уже знает, что такое беда и жестокость. Впрочем, в этом удалось убедиться, когда участники рейда решили съездить в гости к подругам, где ночевала Кукушка. По пути к женщинам присоединился инспектор ПДН Дмитрий Ольховик.
- По некоторым адресам нужно ездить с сотрудниками правоохранительных органов, - пояснила Татьяна Зырянова. - Потому что неблагополучные родители встречают нас по-разному. Одни - спокойно, другие - агрессивно.
По указанному матерью Кукушки адресу дверь долго не открывали. Когда все же представителям рейда удалось зайти, помимо Кукушки, их встретили еще три ее собутыльницы.
- А я не поняла, ну че вы ко мне ездите?! Оставьте меня в покое! - начала кричать неблагополучная мать. - Все у нас детьми в порядке! Я вчера получила «детских» 36 тысяч рублей. Продуктов детям купила, памперсов! У них все есть! Че вы постоянно проверяете?! Че вы вообще сюда приехали? Мне что, у подруги погостить нельзя? Ну, выпили вчера, ну и что?
- Вы, наверное, Богдана бьете? - задает вопрос одна из участниц рейда.
- Бью иногда! А че делать? Он же больной! Сбегает из дома постоянно! - громким басом подтвердила предположения о жестоком отношении к ребенку нерадивая мать.
- Он же убегает не просто так, - высказывались специалисты. - Значит, ему дома плохо. Чтобы рукоприкладства по отношению к детям больше не было. Будем каждый день проверять. Еще дети могут убегать, чтобы не видеть пьяных родителей, а нам известно, что Вы злоупотребляете.
- Поедемте сейчас со мной в наркологию, будем лечиться, - предложила Кукушке Юлия Белозерова. - Лечение бесплатное.
К слову, газета «Сегодня» неоднократно писала о действующей программе, в рамках которой нерадивые матери и отцы, злоупотребляющие спиртным, могут пройти лечение в вышеназванном учреждении здравоохранения абсолютно бесплатно. Средства выделяются из областного бюджета.
- Есть родители, которым кодировка не надолго помогает, - рассказала Юлия Белозерова. - А есть, кто одумывается и больше не пьет. Начинает новую жизнь.
Однако не все родители соглашаются пройти курс лечения от алкоголизма. Кукушка тоже отказалась.
- Я че, алкашка?! - возмущалась она. - Никуда я не поеду! Все! Меня такси ждет! - отрезала неблагополучная мать. - Обещаю, что поеду домой к детям.
По дороге в очередной неблагополучный дом представители рейда решили, что Кукушку нужно проверить еще в вечернее время, в этот же день.
- Это необходимо, - рассуждали они. - Раз деньги на детей получила, значит уйдет в загул.
Еще одна неблагополучная семья, где воспитываются 6-летний Иван и 8-летняя Дарья, тоже состоит на учете не первый год.
- Мы о ней узнали благодаря неравнодушным к чужой беде жителям Белогорска, - рассказала Эльвира Мохова. - Соседи сообщили, что отчим бьет детей. Это подтвердилось, поэтому семью поставили на учет. Над детьми издеваться перестали. Но недавно выяснилось, что девочка-школьница уже почти месяц отсутствует в учебном заведении.
Частный дом встретил тишиной. Было видно, что дверь заперта изнутри и в доме кто-то есть, но на стук нерадивая мамаша не открывала. Лишь спустя 10 минут участники рейда, ожидая, что им все-таки откроют, увидели промелькнувшее в окне испуганное лицо девочки.
- Все ясно, дети дома. Но видно, что там холодно, печь-то не топится, получается, что дети в холодном доме, - предположила Эльвира Мохова. - И неизвестно, в каком они состоянии. Мать, скорее всего, пьяная спит.
- Нужно срочно сообщить в органы опеки, чтобы они с разрешения суда выехали сюда с судебными приставами. Придется дверь взламывать.
Стоит заметить, что, даже если участники рейда предполагают, что жизни и здоровью малышей угрожает опасность, они не вправе вскрыть входную дверь без положительного решения суда. Это запрещает российское законодательство.
- В этом случае мы имеем право уведомить о данном факте органы опеки, а они, в свою очередь, выйти с иском в суд, - пояснила Эльвира Мохова.
Понятно, что данный закон замедляет процесс. И, как отмечают специалисты, слава богу, в практике Белогорска не было случаев, когда изымать уже было поздно, когда дети погибали от переохлаждения или запущенного заболевания.
Еще находясь во дворе, Анастасия Павленко по телефону сообщила о закрытых в доме детях в органы опеки.
Следующий дом, расположенный в частном секторе, оказался знаком не только членам комиссии, но и представителям СМИ. Они неоднократно бывали в рейде и посещали неблагополучную семью, где воспитывается трое ребят. И дети, и их родители оказались дома. 7-летняя Карина заметно повзрослела, в этом году она пойдет в первый класс. Вырос и 3-летний Андрейка. А вот Владика не было. В этом году малышу было бы больше года. Но, по словам специалистов, в прошлом году 8-месячного мальчика не стало.
- Вы вовремя пришли, - встретила гостей многодетная мать , держа на руках новорожденного ребенка.
Как оказалось, 2,5 месяца назад в семье произошло пополнение. На свет появилась Арина. Женщина бережно держала ее на руках «столбиком» (метод, который рекомендуют врачи, потому что нахождение ребенка после кормления в вертикальном положении уменьшает вероятностью срыгивания). В доме было чисто и тепло. Специалисты говорят, что неблагополучная мать исправилась и почти не пьет. Во время каждой проверки в доме тепло, а дети накормлены. Вероятнее всего, к правильному пути ее подтолкнула потеря самого дорогого - детской жизни…
Нина Сапрыкина
Имена и фамилии главных героев истории изменены.