Сегодня на Амуре № 16 (23 апреля) 2014 г.


Муниципалитеты ждут реформы

 

интервью

 

Что нужно для того, чтобы приблизить власть к населению? Федеральные власти намерены изменить муниципальную систему управления. Законопроект в первом чтении депутатами Госдумы уже принят 15 апреля. Коснутся ли перемены Белогорска и что тревожит городские власти, выясняла корреспондент газеты «Сегодня» Анастасия Крымова.

 

- Станислав Юрьевич, Вы приняли участие в парламентских слушаниях, которые прошли накануне заседания Госдумы по вопросу изменения муниципальной системы управления. В двух словах, о чем шла речь?

 

- Прежде всего, нужно сказать, что внесение изменений продиктовано посланием Президента к Федеральному Собранию, в котором Владимир Путин сказал, что пришло время перенастроить местное самоуправление. Выполняя поручения Президента, федеральный законодатель считает, что необходимо сначала концептуально изменить систему управления. Замечу, что сами изменения имеют противоречивый характер и вызывают разную оценку со стороны органов местного самоуправления: как положительную, так и отрицательную.

 

- В чем их суть?

 

- Сразу скажу, что реформа коснется крупных городов с населением 250 тысяч человек и выше, а также сельских поселений. Вряд ли жителям Белогорска будет интересно вникать в перспективы формирования районных органов власти, поэтому подробнее остановлюсь на городских округах. Суть в том, что в крупных городах появятся внутригородские районы. Если бы Белогорск был крупным городом, то можно привести такой пример возможного формирования местных органов власти. Микрорайон «Амурсельмаш» выбирал бы своих депутатов условно в количестве 10-15 человек, микрорайон «Транспортный» выбрал бы своих, «Мелькомбинат» - своих и так далее. После избранные депутаты делегировали бы своих представителей в общегородской депутатских корпус. А уже общегородской представительный орган власти выбирал бы мэра города.

 

- Не запутанно ли?

 

- Для крупных городов логика в таких изменениях есть. Ведь по факту в больших городах как такового местного самоуправления нет. Если у нас на одного депутата приходится 2,5 тысячи избирателей, то в крупных городах по 20-40 тысяч. По мнению разработчиков поправок в федеральный закон о местном самоуправлении, это неправильно, когда человек фактически не имеет представителя в органах власти для решения своих вопросов. Иными словами, реформирование системы должно приблизить местную власть к населению.

 

- В нашем городе такой проблемы в общем-то, наверное, нет...

 

- Белогорск с численностью в 70 тысяч человек относится к категории средних городов. Мы вполне способны решать вопросы местного значения и вовремя реагировать в рамках своих полномочий на те или иные запросы жителей города, поэтому с проблемами близости власти в городах-миллионниках наши органы местного самоуправления просто не сталкиваются. Несмотря на это, эти вопросы бурно обсуждались на Ассоциации городов Амурской области.

 

- Единство мнений?

 

- В целом муниципалитеты региона поддерживают суть предлагаемых изменений в 131-й ФЗ. Вместе с тем у нас есть и замечания. Предложения Ассоциации я должен был озвучить на публичных слушаниях, был внесен в список докладчиков. Однако с самого начала обсуждение законопроекта оказалось очень острым. Поэтому заслушивались, прежде всего, главы крупных городов, кого в первую очередь коснутся предлагаемые изменения. Тем не менее предложения от Амурской области я передал в аппарат Госдумы.

 

- В чем они заключались?

 

- Мы полагаем, что вряд ли стоит ограничиваться выборами глав крупных городов только из числа депутатов. И хотя в Амурской области нет ни одного крупного города и указанные нововведения нас в принципе не коснутся (в Благовещенске 220 тысяч населения), тем не менее считаем необходимым, чтобы регионы сами решали, как им выбирать мэров крупных городов - непосредственно жителями или из числа депутатов.

 

- Почему такое предложение?

 

- Потому что институт так называемых сити-менеджеров весьма противоречив. В одних городах субъекта он приживается, в других - никак. Пример - все тот же Благовещенск: за три последних года там сменилось два сити-менеджера, теперь снова объявлены всеобщие выборы мэра. Что, кстати, улучшило общественное настроение в областном центре.

 

- У меня все время вертится на языке вопрос: а внедрение новой системы муниципального управления - это неизбежно для каждого крупного города?

 

- Вовсе нет. Федеральный законодатель предусмотрел право регионов решать: нужен ли им переход на «двухуровневую» муниципальную систему управления или нет. У Федерации есть понимание того, что все субъекты разные.

 

В силу географических, климатических, ментальных, разных причин. И это очень важный момент. Как и то, что процесс изменений системы муниципального управления запущен. Сначала необходимо решить концептуальные вопросы, затем пересмотреть полномочия местного самоуправления и, наконец, самое главное - привести к реалиям финансовые основы местного самоуправления.

 

- Последнее, наверное, это уже крик души?

 

- Уверен, уже у всех российских муниципалитетов. Кто бы что ни говорил, но за последние годы качество жизни россиян улучшилось. Однако муниципалам его все труднее и труднее поддерживать. Не говоря уже о том, что нам необходимо повышать его дальше. Но делать это не получается, потому что финансовое обеспечение муниципалитетов с каждым годом ухудшается, а переданные полномочия все прибавляются. Полагаю, что именно небольшие муниципалитеты (а их в России большинство) испытывают наибольшие трудности, связанные с извечным 11-летним нерешаемым 131-ФЗ вопросом: избыток полномочий и недостаток средств на их исполнение.

 

- А сколько полномочий у белогорских властей?

 

- Почти сорок. При этом есть такие, которые как бы исполняются, но нет реальных рычагов их качественного исполнения, нет финансов. 11 лет муниципалитеты просят решить вопрос: или заберите полномочия, или дайте денег на их исполнение. Граждане ежедневно обращаются за решением разных проблем. Какие-то из них мы решаем, какие-то не можем. Но не потому, что не хотим. А просто потому что, не имеем возможности. Потому что 90% обращений связано с деньгами… Последних катастрофически не хватает.

 

- Администрация просчитала, сколько вообще необходимо средств, чтобы исполнить то, что уже имеется?

 

- Условно говоря, со своими доходами в 600 млн рублей нам для исполнения уже имеющихся полномочий не хватает еще 800. Это без «хотелок», без строек, без всего прочего, что можно было бы назвать излишеством. Каким образом решить финансовый вопрос, пока представлений нет. Но уже есть уверенность, что нас услышали. Как сказал председатель Всероссийского Совета по местному самоуправлению Вячеслав Тимченко, в вышестоящих структурах уже начался просчет так называемых социальных норм.

 

- ?

 

- Определяется, какое полномочие сколько стоит. Условно, сколько стоит организация работы по межэтническим и межнациональным отношениям, сколько стоит борьба с пожарами. Или, к примеру, содержание одного километра дороги в городе с такой-то численностью населения, в таком-то регионе, с такими-то особенностями климата, рельефа и так далее. Это ведь сколько-то стоит?

 

- Статистика вещь лукавая…

 

- Понятно, что и с этим будут серьезные вопросы, но у муниципалитетов сейчас даже этого нет. В связи с этим Ассоциация муниципальных образований Амурской области направила предложение о создании в кратчайшие сроки специального органа, который начнет прием и выработку предложений по разграничению вопросов местного значения и полномочий для всех органов местного самоуправления, включая вновь принятые, и для выработки предложений для изменения финансовых основ местного самоуправления. И, конечно, самое главное - необходимо в кратчайшие сроки просчитать реальную стоимость полномочий местного самоуправления, выраженную в каких-либо понятных единицах. Если с этим не разобраться, полагаю, решить главную задачу, которую в своем Послании поставил Владимир Владимирович Путин, будет очень и очень сложно.

НазадАрхив