Сегодня на Амуре № 18 (7 мая) 2014 г.


Улицы Белогорска превратились в незаконный авторынок

 

ситуация

 

Передвигаясь по Белогорску, невольно обращаешь внимание, что вдоль улиц, в самом центре города, красивыми рядами выставлены автомобили. Присмотревшись, случайный гость замечает: это не просто парковки машин, а настоящие авторынки. Городские власти сетуют: бюджет недополучает налоги, а выставленный на продажу по всему городу транспорт портит его внешний вид и мешает дорожному движению. Центральная улица Кирова напоминает сплошную парковку: перед зданиями, большими и маленькими, громоздятся автомобили. Отличить обычные машины, которые хозяева оставили перед местом работы, от продаваемых достаточно легко: на своеобразных авторынках машины сверкают чистотой, новизной, разнообразием дорогих моделей, а некоторые из них - отсутствием номерных знаков. Как говорят в администрации  Белогорска, нелегальные авторынки за три последних года превратились в сплошную головную боль.

 

Налоги - мимо кассы

 

- Еще в 2011 году мы начали заниматься этой проблемой, - рассказал начальник отдела поддержки и развития предпринимательства администрации Белогорска Владимир Верхотуров. - Глава города собирал предпринимателей, предлагал им самостоятельно организовать авторынок на муниципальной земле. Однако воз и ныне там - торговых точек становится все больше, и проблема не решается.

 

Сейчас в Белогорске около 20 нелегальных авторынков. Как отмечают городские власти, автомобили не только занимают муниципальную землю и портят внешний вид - этот популярный бизнес существует в обход налогов.

 

- По примерным подсчетам, на нелегальных авторынках в год продается 300 автомобилей, - говорит заместитель главы города по экономике Валентина Дацко. - Сумма НДФЛ, которая не поступила в бюджет, составляет 6,5 миллиона рублей, из этой суммы 22 % идет в местный бюджет - то есть город теряет около 1,5 миллиона налогов. Мы заинтересованы в том, чтобы предпринимательская деятельность развивалась. Бизнесу оказывается различного рода финансовая поддержка - на развитие начинающим предпринимателям, на закупку оборудования. Также город участвует в долгосрочной программе «Развитие малого и среднего бизнеса», то есть мы готовы поддерживать легальных предпринимателей.

 

300 автомобилей в год реализуются в среднем на нелегальных рынках Белогорска

 

К слову, проблема собираемости налогов с продавцов автомобилей актуальна не только в Белогорске, но и по всей стране. Дабы обойти момент уплаты налога, в договоре купли-продажи пишется заниженная стоимость - как правило, всего 5-10 тысяч рублей. И способа борьбы с этой тактикой нет.

 

«Всем выйти из сумрака»

 

Заставить продавцов автомобилей легализоваться практически невозможно, заверили в администрации. С 1 марта этого года вступили в силу изменения в законе  «Об административной ответственности в Амурской области». Теперь органы местного самоуправления лишены полномочий привлекать граждан к ответственности за административные правонарушения - за нарушение правил благоустройства. Органы полиции также исключили из перечня должностных лиц, уполномоченных составлять акты правонарушений, в частности, за парковку на газонах.

 

Кроме того, почти невозможно доказать сам факт продажи автомобиля на нелегальном авторынке.

 

- Чтобы доказать факт незаконного предпринимательства, нужно собрать серьезную доказательную базу, - отмечает Владимир Верхотуров. - Как доказать, что машина действительно продается? Рейды, которые мы проводили совместно с налоговой службой, эффекта не принесли. Если раньше эти авторынки были залеплены баннерами, объявлениями «Продам автомобиль», то сейчас этого нет. Когда мы подъезжаем к месту продажи, предприниматели сразу заявляют: это родственники к нам приехали.

 

«Зачем нам это нужно»

 

Как отмечают городские власти, нет полномочий у муниципалитета и по созданию единого авторынка. Инициаторами должны выступить сами предприниматели. Однако с их стороны интереса нет.

 

- Зачем нам это нужно? - высказали свое мнение корреспонденту АП продавцы автомобилей в одной из точек по улице Кирова. - Видите, мы себе здесь место оборудовали - машины стоят в гаражах, если что-то надо отремонтировать - это можно сделать на месте. А наказать за это никто не может - нужно тогда вообще торговлю машинами запрещать, ведь все продают свои машины с рук. Мы просто посредники. Администрация нам предлагала площадку - около Томичей. Кто туда поедет, за город? И потом, как мы вообще должны создавать авторынок - что, у него будет 15 владельцев? Тем более создавать за свои деньги. Да и что изменится с появлением авторынка? Не платим налоги - так мы их и там платить не будем.

 

Многие продавцы машин обустроили свои авторынки: рядом есть автомойка, гараж. Некоторые же ставят автомобили на узких улицах города прямо на газон.

 

Кстати, около 15 лет назад в Белогорске был авторынок, однако тогда продажа машин была непопулярна.  На вопрос, почему так развит этот бизнес сейчас, продавцы пожимают плечами. А потом делятся своими предположениями: мол, в Благовещенск за машиной ехать далеко, вот и стекаются в Белогорск жители близлежащих районов. Многие переживают, что на благовещенском авторынке им подсунут «распил» или угнанную машину. Еще один аргумент: Белогорск - второй по величине город области, удобно расположен рядом с федеральной трассой и на пересечении железнодорожных путей.

 

- Думаю, что в ближайшие пять лет этот бизнес будет умирать, - считает один из торговцев автомобилями. - Все-таки рынок перенасытился предложением, а спрос за ним не успевает. В основном живем обменом.

Мария Якушева «АП»

НазадАрхив