Сегодня на Амуре № 19 (14 мая) 2014 г.


«Убегайте отсюда, чернобыльская авария!»

 

память

 

Дети войны - особое поколение. Это люди, которым сейчас в среднем от 70 до 85 лет. Это граждане, перенесшие все ужасы войны, испытавшие на себе, что значит не знать детства. 84-летняя жительница Белогорска Нина Сергеевна Трошина рассказала корреспонденту газеты «Сегодня» Ульяне Мукаиловой о своей интересной судьбе.

 

Родилась Нина Трошина в семье Ксении и Сергея Суворовых в городе на Волге Сарапуле.

 

Всего в семье было шестеро детей, четыре брата и две сестры.

 

- Отца переводили с места на место, еще в те времена он был служащим, - рассказывает Нина Сергеевна.

 

Очередным местом перевода стала Челябинская область, отца семейства Сергея Суворова назначили директором нефтебазы, семье выделили небольшой участок, где первым делом посадили кукурузу.

 

Когда Нине Трошиной было всего 11 лет, началась война, началось тяжелое, голодное время. Воспоминания о нем в памяти женщины сохранились обрывками.

 

- Помню, как ехал эшелон солдат, они бросали нам бушлаты и кричали: «Берите»,- махали руками, зная, что идут на смерть, - рассказывает она. - А мы были так рады, что у нас теперь есть, что надеть вместо фуфаек.

 

Мать Нины Сергеевны, всю свою недолгую жизнь проработавшая диспетчером на железной дороге, умерла очень рано - в 1946 году. Брюшной тиф в течение короткого времени унес жизнь женщины, когда юной Нине было всего16 лет. Так отец остался с шестью детьми на руках.

 

Через некоторое время его перевели на Украину, в Чиртково.

 

- Жили мы очень плохо, ходили по миру, - грустно вспоминает пенсионерка, - кто-то подавал, помогал, а кто-то говорил: «Бог подаст». Еще в госпитале работала, полы мыла, воду в коромысле носила.
Отец Нины Трошиной долгое время не хотел жениться. Однажды родственница семьи решила сосватать ему женщину. Утверждала, что и ему жена будет и детям - мать.

 

- Помню, зашла к нам домой незнакомая женщина, посмотрела вокруг и говорит: «Сергей Васильевич, я думала, вы живете хорошо, а у вас ничего, кроме детей, и нет», - и ушла, – рассказывает пенсионерка.

 

Спустя немного времени женщина все же вернулась в семью, после чего они душа в душу прожили вместе тридцать лет.

 

Когда молодой Нине было 18 лет, она познакомилась со статным юношей - со своим будущим мужем Борисом.

 

- Мы ехали вместе в одном вагоне, сели на лавочку и разговорились, а потом он предложил меня проводить и допровожался, - смеется пенсионерка.

 

Борис Александрович и Нина Сергеевна шли по жизни рука об руку 63 года, немалую часть этих лет семья прожила в городе Зее.

 

- Он у меня участвовал в освобождении Киева, мы очень много с ним ездили по стране, - говорит Нина Трошина. - А в прошлом году мужа не стало.

 

В конце апреля 1986 года супруги решили съездить на Украину.

 

- Муж хотел вновь увидеть места, где сражался за освобождение Киева, где был контужен, надеялся, что хоть какая-то память там осталась.

 

Когда поезд подъезжал к Киеву, в городе стоял туман. Женщина с верхней полки удивленно заметила, что в Киеве тумана никогда не было.

 

- А у нас в Зее всегда туманы бывают, потому что у нас море Зейское рядом, это мы привезли, - ответила тогда собеседнице Нина Сергеевна.

 

Супруги, выйдя из поезда, направились в гостиницу. Приехав туда, где освобождался Киев, никаких памятных мест они не увидели, кругом были построены многоэтажные дома.

 

- И мы решили прогуляться по городу, а к нам подбегают люди и кричат: «Убегайте отсюда, чернобыльская авария!», - все ларьки и магазины стали закрываться.

 

Оказалось, что в день приезда супругов Трошиных произошла печально известная авария на Чернобыльской АЭС.

 

- Нам еще двое людей уже в гостинице сказали, чтобы мы скорее бежали в военную кассу, брали билеты и возвращались домой, потому что на следующий день из города начинали увозить всех детей и женщин. Действительно, так и было, женщины и дети даже на полу лежали в вагонах, лишь бы скорей уехать оттуда, - рассказывает Нина Сергеевна.

 

Такой короткой оказалась поездка на Украину. Супруги вернулись в Зею. Кстати, на Дальний Восток семья перевелась из города Сосновый Бор Ленинградской области.

 

- Часто болела дочь, врачи посоветовали сменить климат, попробовали пожить на Кубани, местный жаркий климат тоже не подошел, а когда пришел вызов из Зеи, сразу же переехали и прожили здесь целых 30 лет.

 

Не одно место работы за время совместной жизни сменили супруги Трошины, Борис Александрович много лет проработал на плотине в «Зейском леспромхозе», был председателем местного совета ветеранов.

 

Сейчас единственная дочь Трошиных живет в селе Лохвицы.

 

- Мы с дочерью как лучшие подруги, - улыбается она. - А еще у меня есть две замечательные внучки, две правнучки и 2 праправнука.

 

Муж Нины Сергеевны умер в возрасте 87 лет в марте прошлого года. После контузии и ранений у него на протяжении всей жизни болели ноги.

 

- А ведь 87 лет - не так много, как кажется, мог бы еще пожить, он у меня такой хороший был, - рассуждает женщина. Квартира пенсионерки украшена большими и очень красивыми картинами - работами рук ее мужа.

 

Завораживают своей красотой и мастерской работой картины «Восхождение Иисуса Христа к народу» и «Охотники на привале».

 

Кстати, пенсионерка рассказала о своей известной девичьей фамилии - Суворова.

 

- Брат мой, который живет в Ижевске и всю жизнь проработал в банке, был очень похож на известного полководца Александра Суворова. Его фотографию даже в ижевской местной газете печатали, сравнивали, насколько велика схожесть, - говорит пенсионерка. - Мы всегда спрашивали отца, откуда у нас такая фамилия, а он очень строго нам отвечал: «Вырастите, узнаете», - так и не узнали мы ничего, а отец давно уже умер.

НазадАрхив