Сегодня на Амуре № 19 (14 мая) 2014 г.


«...радуйся, не заберут тебя в Германию...»

 

память

 

Особую ношу в годы войны несли те, кого называют тружениками тыла. Это люди, которые трудились в военное время и внесли бесценный вклад в победу над фашизмом. 88-летняя жительница Белогорска Александра Коваленко рассказала корреспонденту газеты «Сегодня» Ульяне Мукаиловой, какой ценой и трудом в прямом смысле этого слова далась ей Великая Отечественная война.

 

10 октября 1925 года в семье Анны Васильевны и Андрея Андреевича Селезневых, проживавших в Курской области, родилась младшая дочь Александра.

 

- Детство у меня было самое обыкновенное, мы были очень дружны с двумя старшими братьями и сестрой, - рассказывает пенсионерка.

 

Но с началом Великой Отечественной войны братьям и сестрам Селезневым пришлось расстаться.

 

- Братьев сразу забрали на фронт, один погиб на войне, другой вернулся без ноги, а сестру забрали на работы, ее мы так и не нашли, - говорит Александра Андреевна.
Работать вместе с остальной деревенской молодежью забрали и несовершеннолетнюю Александру.

 

- Мы день и ночь работали на железной дороге, насыпали землю, таскали шпалы, - вспоминает она. - Час работали, 10 минут перерыв, где шли, там и падали, кидали носилки и садились. Кормили нас очень плохо. На целый день давали всего 200 грамм хлеба.
Но железная дорога была не единственным местом работы. Юная Александра чистила от снега аэродром, копала окопы.

 

Однажды немцы стали бомбить деревню, в которой жила семья Селезневых.

 

- Над нашими крышами пролетали самолеты и бомбили прямо по домам, - рассказывает пенсионерка, - отец закрыл нас с мамой в подвале, чтобы немцы не нашли, а сам остался хату сторожить, так мы и сидели в темном подвале при маленьком горящем огоньке. А как глаза болели, когда на дневной свет выходила.

 

По ее рассказу, немцы заходили в соседние дома, резали посреди комнаты гусей, кур и тут же варили их. Однажды снаряд ударил и по дому семьи Селезневых, тогда Андрей Андреевич получил серьезное ранение осколком в грудь.

 

- Долго еще болело и кололо у отца в груди, - рассказывает Александра Андреевна, - а через несколько месяцев осколок вышел сам, после этого рана быстро закрылась и ему стало легче.

 

В начале 1943 года деревенскую молодежь стали забирать в Германию. И как только отец не просил председателя и других чиновников, девушку все равно отправили.

 

- Отец на коленях перед ними лазил, просил: «Она у нас одна осталась, мы старые, не забирайте нашу дочь», - со слезами на глазах говорит пенсионерка.

 

Девушкам предстояло пройти две комиссии. Одну - в деревне, другую - в Старом Осколе.

 

- Когда нас везли в Старый Оскол, на эшелонах было написано «Едут добровольцы». Какие же мы добровольцы были, когда мы из под плетки ехали, - еле сдерживая слезы, рассказывает она.

 

Девушек привезли на квартиру и стали расселять по комнатам. К их большому счастью в этот день они встретили женщину, которая, можно сказать, спасла их от неволи в Германии.

 

- Эта женщина дала нам какую-то мазь, до сих пор я не знаю, что это было, и велела, перед тем как зайти на комиссию к немцам, помазать ею глаза и срочно промыть их, выйдя оттуда, - вспоминает Александра Коваленко. - Мы так и сделали.

 

Первой на комиссию зашла Александра Андреевна. Немец проверял внешний вид девушек, а сидевшая рядом с ним русская женщина переводила ему их слова и вела записи.

 

- У меня так горели глаза, я думала, что ослепну, не знаю даже, как дошла до стола, где сидел этот немец, - рассказывает пенсионерка. - Но помню, что, увидев меня, немец что-то недовольно пробурчал, а женщина, сидевшая рядом, сказала «Негодная, радуйся, не заберут тебя в Германию, беги скорей». Я вышла и побежала мыть глаза.

 

Следующей зашла подруга и со статусом «негодна» тоже вышла из кабинета.

 

Как выяснилось позже, остальные девушки были отправлены в Германию, а Александра Коваленко с подругой на попутках вернулись домой.

 

- Родители были очень рады мне, - рассказывает женщина, - они ведь не ожидали меня больше увидеть.

 

Только пару месяцев она провела дома с родителями, девушку призвали работать.

 

- Нам сказали, что мы едем работать на заводы, а привезли на шахту в Тульскую область и поселили в бараке, три года с тех пор проработала я в самом центре шахты, - рассказывает труженица военного тыла. - Работали в три смены по 8 часов. Первый год мы зарабатывали плохо, но нам давали неплохие пайки.

 

По словам Александры Андреевны, самым страшным, особенно в первое время, был спуск в шахту.

 

- Я долгое время лазила по лестницам, спускалась и поднималась по ним, пока люк не закрыли, - говорит она, - а потом нас в клетках стали спускать, одну смену спускают, другую поднимают, ощущения были такие, будто в колодец кидают.

 

Директор шахты пообещал девушкам, что отпустит их домой, когда закончится война.

 

По окончании очередной смены, когда рабочих вместе с Александрой Коваленко подняли наверх, их удивила необыкновенно радостная атмосфера.

 

- Играла музыка, все танцевали, было очень много народу, и все кричали друг другу: «Война кончилась!» - рассказывает пенсионерка.

 

На следующий день Александра Коваленко с подругами направилась прямиком к директору. На просьбу отпустить их, директор ответил: «А кто тыл будет укреплять, девочки?»

 

- Девочки утерли слезу и пошли укреплять тыл, - грустно добавляет пенсионерка.

 

Однажды подругу Александры Андреевны приехал навестить брат, вернувшийся с фронта. Молодому человеку сразу же приглянулась подруга сестры.

 

- Помню, как в первый раз мы с ним и подругой в кино пошли, фильм назывался «Каменный цветок», - говорит пенсионерка.

 

Спустя немного времени молодые люди расписались и Александру Андреевну наконец отпустили с шахты. К несчастью, сестра молодого супруга погибла здесь же, в шахте. Ее затянуло в большой рабочий агрегат.

 

- Очень много смертей было за три года моей работы, каждый раз кого-то «прибивало», - вспоминает пенсионерка. - Я два раза большим углем в голову получала, тяжелые были раны, в больнице лежала по месяцу.

 

Молодые супруги вернулись на родину своих родителей, а так как послевоенное время было очень тяжелым и голодным, они завербовались в Амурскую область. К тому времени молодая семья уже нажила за время проживания у родителей мужа троих сыновей.

 

Большая семья месяц добиралась до Поздеевки. Спустя время они перебрались в село Каховку Ромненского района.

 

Со временем в семье Коваленко появилось еще двое детей, сын и младшая дочь.
Александра Андреевна похоронила уже троих своих сыновей, мужа не стало еще 24 года назад. Он работал комбайнером и трактористом, а сама она, по ее словам, «и сены в копны клала, и на зерновом работала». На пенсию она ушла в должности повара в детском саду.

 

Сейчас у пенсионерки 11 внуков, 14 правнуков и праправнучка.

 

Александра Коваленко имеет медаль материнства, которой она награждена еще в 1961 году. А в 1982 году ей присвоили звание ветерана труда за долголетний и добросовестный труд.

 

Ежегодно женщина получает поздравительные адреса ко Дню Победы от главы города, губернатора и президента РФ.

НазадАрхив