Сегодня на Амуре № 2 (15 января) 2014 г.


«Количество больных увеличится»

 

ситуация

 

В прошлом году диагноз туберкулез поставили еще больше сотне человек. Теперь в черном списке Амурского областного противотуберкулезного диспансера, расположенного в Белогорске, значится почти 500 больных. Правда, это только те, кто обратился за медицинской помощью. Более чем у 250 из них открытая форма туберкулеза. Только представьте себе, что бациллярные больные спокойно ходят по улицам, ездят в общественном транспорте, посещают магазины и даже предприятия общепита.

 

- Недавно смотрю, сидит за столиком в кафе мой сосед по улице, - рассказывает посетительница одного белогорского увеселительного заведения. - Точно знаю, что он болен туберкулезом, причем в открытой форме. У него и брат родной от этого диагноза умер, и отец тоже болен, да вся семья на учете стоит, а он по кафе разгуливает. Не стала с ним связываться и что-то говорить, ушла из этого заведения, только официантку предупредила. Не знаю, чем все закончилось, да и не в этом дело. Выходит, ходи по городу и бойся, потому что любой рискует заболеть.

 

Медики противотуберкулезного диспансера прекрасно знают о ситуации. Они говорят, что данные медицинских годовых отчетов по количеству заболевших и умерших почти как фронтовые сводки. В прошлом году из общего списка больных умерли более 20 человек, в 2012 их было в два раза больше.

 

- Вы думаете, нужно об этом говорить? - переспрашивает главный врач ФГБУЗ «Амурский областной противотуберкулезный диспансер» Олег Файрузов и тут же уточняет, что конкретно от туберкулеза умирают не все. Как правило, у больных с таким диагнозом масса сопутствующих заболеваний.

 

Одним из самых проблемных микрорайонов он называет «Сосновку». По его словам, с конца 19 века туберкулез так и остался болезнью алкоголиков, нищих, наркоманов и бывших арестантов. Но не меньше риска заболеть у людей, страдающих сахарным диабетом, хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта и употребляющих гормональные препараты. И все же из числа пациентов тубдиспансера таких единицы. Гораздо больше бывших осужденных и лиц, злоупотребляющих спиртным.

 

Вместе с тем медики отмечают, что с каждым годом ситуация меняется и сомневаться в этом не приходится, только может быть, соответствующие выводы не совсем совпадают с теми, что делают в тубдиспансерах. К примеру, в 2009 году одним из самых проблемных микрорайонов в Белогорске считался «Центральный». А точнее, одна единственная улица Коммунальная. Отдельной статистики, скольким проживающим здесь был поставлен такой диагноз, никто не вел, но медики, не скрывая, рассказывали, что в бараках и частных домах улицы Коммунальной проживало до десяти процентов больных с открытой формой.

 

Туберкулез здесь называли не иначе как «чахотка» и, образно говоря, знали в лицо. Пожилые женщины, проживающие по соседству с бациллярными больными, рассказывали, что страшный диагноз для местных жителей - не трагедия, а скорее - норма. Гораздо больше их волновало другое: где взять денег на выпивку? Спиртное употребляли все без исключения «туберкулезники» этой улицы. При этом лишь единицы из них состояли на учете в тубдиспансере и пытались пройти соответствующее лечение.

 

- А теперь уж умерли все, - рассказывает старожил этой улицы. - Ушли один за другим буквально за три года. Чуть ли не каждую неделю кого-то хоронили. В некоторых семьях были дети, которые тоже болели туберкулезом. Так их распределили по специализированным учреждениям интернатного типа.

 

Проблемы туберкулеза в Белогорске достаточно часто обсуждают на межведомственных комиссиях в администрации Белогорска. Приглашают на нее руководителей филиалов Амурского областного противотуберкулезного диспансера, Центра гигиены и эпидимиологии и территориального отдела Управления Роспотребнадзора. На одной из последних, которая была проведена в 2013 году, было отмечено, что основной причиной высокой заболеваемости туберкулезом могла послужить неудовлетворительная профилактическая работа в бытовых очагах туберкулезной инфекции. Заключительная дезинфекция с применением камерного метода Белогорским тубдиспансером не проводилась вовсе. Хотя в начале прошлого года диспансером была приобретена передвижная дезинфекционная установка.

 

- Сейчас мы уже используем эту установку, - поясняет Олег Файрузов. - Но делаем это только после того, как бациллярный больной выбывает из «очага». Иначе - нет смысла. Если больной туберкулезом проживает один - тоже никакой профилактики не проводим.

 

Критическая ситуация в Белогорском районе. Самым проблемным в этом плане селом медики называют Возжаевку и рассказывают, что в других селах ситуация не лучше.

 

- Разные у нас пациенты бывают, - рассказывают врачи тубдиспансера, - у некоторых из них нет точного адреса, а потому найти их и отправить в больницу непросто. Многих пугает срок лечения от полугода до двух лет. Но даже если удается ненадолго госпитализировать больного, он может отказаться от дальнейшего лечения. И тогда мы готовим документы в суд на принудительное лечение. А там опять начинаем сначала. Даже если пациенты пролежат в стационаре полгода, то после выписки только 40 процентов из них соблюдают все рекомендации врача и продолжают лечение, которое должно длиться еще как минимум около года.

 

Медики предупреждают: самое страшное время начинается весной. Как только на улице становится тепло, «туберкулезники» - бомжи и лица, злоупотребляющие спиртным, стараются покинуть стационар. А вот зимой тубдиспансер переполнен.

 

- Всего 40 коек у нас, - рассказывает Олег Файрузов. - А бациллярных больных больше 250 человек. Естественно, существует дефицит коек. Хотя в случае крайней необходимости мы можем отправлять жителей Белогорска и района в другие стационары, расположенные в Юхте и Варваровке.

 

- А чем лечите? - нередко спрашивают у врачей любопытные пациенты.

 

И им, не скрывая, рассказывают, что большинство препаратов из разработки 80-х годов прошлого века. Ко многим из них туберкулезная палочка становится устойчивой, так что лечение не приносит должных результатов.

 

- Стационар в Белогорске необходимо сделать закрытого типа, - говорит главный врач тубдиспансера. - Иначе выходит, что бациллярные больные могут покидать его беспрепятственно, гулять по улицам и им за это ничего не светит. А так бы привлекали к уголовной ответственности, может, и результат бы был совсем другой.

 

Здесь предполагают, что в 2014 году количество бациллярных больных будет значительно увеличено. Дело в том, что в конце года по селам Белогорского района было проведено обследование жителей с помощью передвижной флюоростанции. Говорят, что результаты удручающие. И большинство из вновь выявленных больных будут проходить лечение в Белогорске. Если, конечно, соизволят приехать.

 

- Они так и говорят: «Можно мы у вас полежим?» - рассказывают врачи, - заметьте, не «полечимся», а всего лишь «полежим». Доставили как-то одну тяжелую больную из какого-то дальнего села. Вставать не могла, говорила шепотом. Попытались взвесить - 31 килограмм. Снимки сделали - «махровый» туберкулез в открытой, запущенной форме. Стали выяснять, женщина вообще не лечилась. Из мебели у нее в доме остались одни плинтуса и гора пустых бутылок. И таких пациентов масса.

 

Как бы врачи ни сгущали краски, стоит признать, что действительность выглядит еще непригляднее. Люди с самой опасной открытой формой туберкулеза оказываются среди нас. Каждый такой больной заражает от 9 до 25 человек в год. Распознать его среди случайных «визитеров» поликлиник, магазинов или просто прохожих на улице непросто. А это значит, что жители города и района по-прежнему в зоне риска. И единственным оружием по выявлению недуга до сих пор остается посещение кабинета флюорографии.

Анна Нурадилова

НазадАрхив