Сегодня на Амуре № 20 (21 мая) 2014 г.


Бизнес-план в помощь, или Как поможет оптимизация

 

разбор полетов

 

В муниципальном предприятии «Экспресс» в ближайшее время может пройти очередная оптимизация. В качестве одной из возможных мер рассматривается вопрос о сокращении рабочих дней в железнодорожной бане, которая является одним из структурных подразделений этого предприятия. Как планируют разбираться в нерентабельности и почему безлимитные помывки могут уйти в историю, выясняла корреспондент «Сегодня» Анна Нурадилова.

 

Оптимизм сменился бедствием

 

Как известно, вопрос оптимизации расходов для Белогорска вовсе не новый. Еще несколько лет назад городские власти по оптимуму сократили неоправданные траты и планомерно навели порядок в муниципальном имуществе. Но ситуация, которая сложилась в МУП «Экспресс», с серьезной заявкой на исключительность.

 

В ведении этого предприятия находится сразу четыре структурных подразделения: кафе «Экспресс», овощехранилище, муниципальная баня и общественный туалет.

 

- Но изначально именно кафе «Экспресс» перекрывало расходы трех остальных структурных подразделений, которые, по сути, являются социальными объектами. И прибыльными их, конечно, не назовешь, - рассказывает директор МУП «Экспресс» Надежда Бызова.

 

По ее словам, муниципальное кафе, которое располагается в здании железнодорожного вокзала, показывало отличные результаты в работе. Его основной деятельностью является обеспечение пассажиров горячим питанием, и с этим коллектив справлялся на все сто процентов. По итогам 2012 года, после анализа экономических показателей был сделан вывод, что это подразделение муниципального предприятия крепко встало на ноги. Как следствие - принятое решение не только увеличить штат работников, но и существенно поднять им заработную плату. А дальнейший курс - на развитие и движение вперед.

 

- Так что в новый, 2013 год мы входили полные оптимизма и воодушевленные хорошими результатами, - сейчас признает Надежда Бызова и рассказывает, что в коллективе настрой был боевой. Но никто не ожидал, что уже в марте наступят не самые лучшие времена. Тогда, как вы помните, неожиданно отменили пригородные и некоторые пассажирские поезда. Это моментально отразилось на товарообороте, и пришлось в срочном порядке пересматривать работу предприятия.

 

Первым делом были сокращены 15 человек из штатного расписания. Раз упал спрос на продукцию кафе, значит, эта мера стала острой необходимостью. Остальным, согласно Трудовому кодексу, с предупреждением за два месяца уменьшили заработную плату до прежних размеров. Кроме этого, пять человек были переведены на сокращенный график работы.

 

Еще с одной непопулярной мерой пришлось столкнуться в период объявленного на территории Амурской области режима ЧС. Ограничения продажи алкоголя тоже внесли свои коррективы в работу и получаемую прибыль. Затем, в декабре 2013 года, очередной удар - теракт в Волгограде, после которого в целях безопасности по требованию правоохранительных органов линейной полиции был закрыт дополнительный вход в кафе со стороны перрона, откуда шел основной поток посетителей из числа пассажиров.

 

- И все, мы в изоляции, выручка копеечная, «терпим бедствие», и в пору посылать сигнал «SOS», - говорит Надежда Бызова, но признает, что если бы не еще три структурных подразделения, которые тоже требуют затрат и не приносят прибыли, вполне можно было жить дальше. Пусть даже без больших перспектив и заоблачных планов на дальнейшее развитие. Но объекты социальные, а значит, для того чтобы выжить, нужны кардинальные меры.

 

Овощехранилище пригодилось

 

Хотя муниципальное овощехранилище в период объявленного режима ЧС, летом прошлого года, оказалось незаменимым. Как известно, оно располагается на территории бывшего ПАТП и занимает помещение бомбоубежища. В свое время исключительно из средств предприятия МУП «Экспресс» его привели в порядок и полностью оборудовали всем необходимым, в том числе и по линии ГО и ЧС.

 

- Стратегически важный для города объект, - говорит Надежда Бызова. - На его капитальный ремонт в 2009 году было израсходовано более одного миллиона рублей. Полностью произведена замена электропроводки, оборудована вентиляция и выполнен ряд других важных мероприятий, а во время наводнения и поставок помощи из других регионов мы смогли принять и разместить более 500 тонн овощей.

 

Тогда в течение трех месяцев в усиленном режиме работал весь коллектив МУП «Экспресс». Ни о какой выгоде и речи не было, ведь помощь шла людям, пострадавшим от наводнения. Процесс контролировали на всех уровнях власти. По какой цене принимали овощи, по такой и реализовывали населению. При этом все затраты в виде заработной платы работникам и расходов электроэнергии для поддержания необходимой температуры и вентиляции в помещении овощехранилища легли на плечи МУП «Экспресс». А значит, опять убытки.

 

- С этой задачей справились, - теперь признают работники. - Но от наводнения пострадали поля, на которых мы силами предприятия выращивали картофель. Копали его, ковыряясь в грязи, в сентябре прошло года - только-только сошла вода. Тот урожай, который удалось собрать, потом еще перебирали раз десять. Избавлялись от гнилья, а потом снова перебирали. А в результате все равно можно было говорить о том, что все затраченные силы и средства себя не оправдали.

 

Кроме этого, именно овощехранилище ведет сезонную реализацию льготных комбикормов по губернаторской программе «Обеспечение потребности комбикормами ЛПХ для сельскохозяйственных животных». Так что о ликвидации этого подразделения вопрос не стоит. К тому же, объект контролирует ГО и ЧС.  Возможно, в дальнейшем именно этому ведомству предстоит взять на себя все задачи по его содержанию. Но пока такого решения городские власти не приняли.

 

Бизнес-план в помощь

 

- Сложившуюся ситуацию с МУП «Экспресс» мы обсудили в начале мая в кабинете главы Белогорска Станислава Мелюкова, - откровенно рассказывает Надежда Бызова. - Я доложила положение дел по всем четырем подразделениям предприятия. Убыток от всех видов деятельности в первом квартале этого года в совокупности составляет чуть более 400 тысяч рублей. Но про баню разговор был отдельный. Пока нет особой надежды на то, что убыточность этого направления можно будет, как и ранее, покрывать за счет прибыли, которую получает кафе.

 

При этом резко сократилось посещение бани. Касается это и так называемых льготников. Если раньше в первом квартале мылись в бане до 2 тысяч человек, то теперь их всего около 700. Связывают это с жестким контролем выдаваемых талонов на льготную помывку, увеличением прожиточного минимума и отсевом тех, кто льготой пользоваться и не должен был.

 

Этот принципиальный для многих вопрос неоднократно становился предметом обсуждения не только на различного рода совещаниях, но и на заседаниях горсовета. Вместе с тем в Белогорске до сих пор не отказались от так называемых непопулярных решений. Одно из них - как раз те самые льготные талоны в баню, которыми некоторые предприимчивые белогорцы одно время очень успешно приторговывали. А город при этом тратил миллионы.

 

- Помню, как мы пытались найти основания для компенсации населению банных услуг, - однажды откровенно рассказала начальник финансового управления Лариса Синько. - Просто так, с учетом одних только потребностей, этого ведь не сделаешь, нужны были бюджетные основания. Иначе та же прокуратура могла вынести предписания, и пришлось бы нести ответственность, поскольку это доброе для населения дело не входит в полномочия муниципалитета.

 

Основания нашлись в единственном пункте санитарных требований и, как выяснилось, только в Белогорске. Больше ни один муниципалитет такую проблему сам себе не создает.

 

Вначале смысл был такой - населению один раз в полугодие выдавались льготные талоны на банные услуги.

 

МУП «Экспресс», в ведении которого находится муниципальная баня, эти талоны у населения принимало, затем готовило отчет и подавало сведения в Управление ЖКХ на компенсацию затрат. Так городской бюджет возмещал недополученные предприятием доходы. Отчеты и сейчас составляются ежемесячно, но тогда и из них было видно, что в течение одиннадцати месяцев в году талонами пользовались единицы. Зато в декабре все льготники как будто бы дружно и срочно шли мыться.

 

- Ситуация повторялась из года в год, - сетовали финансисты и прекрасно знали о том, что происходит на самом деле.

 

- А что, не пропадать же добру, - не скрывая, рассказывали и некоторые получатели льготных услуг. - Ну, остались у нас лишние талоны, так мы их предлагаем купить другим посетителям бани. Те берут не раздумывая. И им экономия, и нам прибыль.

 

Чтобы прекратить торговлю льготами, в 2012 году администрация города решила выдавать банные талоны не поквартально, а помесячно. Вернее, на каждом талоне теперь указывается месяц, в течение которого его необходимо использовать.

 

Стоимость банных услуг, чтобы окончательно не погрязнуть в долговой яме, в 2013 году увеличилась с 50 до 65 рублей для льготников и со 120 до 135 рублей для всех остальных граждан.

 

Но если с льготными талонами сейчас более или менее разобрались, то, что делать с убыточным содержанием бани в целом - вопрос нерешенный. К примеру, в Благовещенске стоимость одной банной помывки уже несколько лет составляет 150 рублей, и эти услуги все равно считаются крайне убыточными для городского бюджета.

 

- Но там хоть как-то перекрывают убытки за счет прачечного комбината, который работает на территории некоторых бань, - рассказывает Надежда Бызова. - А у нас такой возможности нет, здание очень старое, 1932 года постройки, все коммуникации тоже изношены, и дополнительной нагрузки они просто не выдержат. Электрокамины в парных потребляют большое количество электричества на разогрев. Мы включаем их почти за двое суток до работы парной. В итоге платим за электричество и поставленную воду более двухсот тысяч в месяц. Плюс ежегодные расходы на ремонтные работы бани, без которых просто не обойтись.

 

Как выяснилось, на совещании при главе Белогорска одним из предложенных решений было сократить количество рабочих дней бани. Поэтому не исключено, что уже в ближайшее время любителей парной муниципальная баня будет мыть два раза в неделю - в субботу и воскресенье. Кроме этого, не исключают введение так называемых посеансовых посещений.

 

- Это тоже уже давняя практика большинства муниципальных бань области, - объясняет Надежда Бызова. - Чтобы просто прийти и помыться в бане, достаточно полутора - двух часов. Но для кого-то посещение парных - это целый ритуал, на который уходит почти целый день нахождения в бане. А значит, таким клиентам за удовольствие придется платить больше.

 

Впрочем, окончательного решения ни по одному из подразделений МУП «Экспресс» пока не принято. Глава Белогорска дал поручения финансовому управлению города и заместителям главы по экономике и социальным вопросам провести тщательный анализ работы предприятия за последние три года и разработать бизнес-план по сокращению убыточности предприятия. На очередное совещание по деятельности МУП «Экспресс» в администрации Белогорска планируют собраться в конце мая. Судя по всему, тогда и станет понятно, как муниципальное предприятие будет бороться с нерентабельностью и что будет предпринято в рамках его оптимизации.

Анна Нурадилова

НазадАрхив