Сегодня на Амуре № 20 (21 мая) 2014 г.


Мобильный спам теперь по согласию

 

разбор полетов

 

Похоже, рекламные смс больше не будут надоедать абонентам. С 1 мая сотовые операторы в ответе за мобильный спам, и рассылать информацию рекламного характера отныне им можно только с индивидуального согласия владельцев сим-карт. Соответствующие поправки законодатели внесли в закон «О связи», и они уже вступили в силу.

 

Как пишет «РГ», крупные сотовые компании должны были быть готовы к новым требованиям. Говорят, что раньше почти все из них сдавали короткие и легко запоминающиеся номера в аренду и впоследствии, в случае конфликтных ситуаций, открещивались от всего спама, который с них рассылался. Получается, что арендатор короткого номера о целях его использования не отчитывался, а мобильные операторы его никак не контролировали.

 

С 1 мая все должно было измениться. Причем изменения можно назвать вполне существенными не только для абонентов, но и для сотовых компаний. Ведь теперь рекламе и спаму в смс можно появляться только по разрешению.

 

- А я четвертую ночь подряд из-за спама не высыпаюсь, - жалуется знакомая. - Телефон на ночь отключить не могу, потому что взрослый сын держит нас с его отцом в тонусе. Мало ли что может произойти, он ведь и в ночные клубы иногда ходит. Поэтому на звук ночного звонка или смс мы всегда реагируем одинаково - судорожно ищем телефон под подушкой. И ровно в половине пятого утра четвертую ночь подряд нам обоим приходит смс с предложением выиграть мерседес. Так что этот мобильный спам я уже просто ненавижу!

 

Но если одни сообщения рекламного характера игнорируют, то другие, наоборот, искренне верят в удачу и с удовольствием принимают участие в различного рода конкурсах и акциях.

 

- Я, может быть, и сейчас верю, - искренне говорит еще одна знакомая. - Раз 20, не меньше, отправляла ответное смс на предложение принять участие в розыгрыше мерседеса. Стоимость одной смс, если не ошибаюсь, 47 рублей. Сообщения ведь с короткого номера приходят. И первые слова там примерно такие: «Награда за преданность от сотового оператора...»

 

Хотя, стоит признать, что реакция на подобного рода сообщения все же может быть очень разной. На одном из сайтов в социальных сетях кто-то даже соответствующий статус написал: «Мерседесами завалили! Уже в гараж не помещаются!»

 

По идее, «терпение» должно было закончиться еще 1 мая, но… пока, как выяснилось, о новых требованиях к мобильному спаму знают не все. Чтобы выяснить это, достаточным оказалось позвонить в один из контакных центров в Москве.

 

- Все разговоры записываются, - первым делом поясняет консультант контактного центра и представляется Екатериной.

 

- Скажите, пожалуйста, что делать, если достал мобильный спам? - спрашиваем у нее.

 

- Вы можете отключить рассылку, установив на свой мобильный телефон запрет контента. Сделать это можно через личный кабинет либо обратившись к нам, в контактный центр. Но нужно понимать, что в этом случае и вы тоже не сможете через мобильный телефон оплачивать никакие контент-услуги.

 

- Все понятно, но ведь с 1 мая и так запрещены все рассылки рекламного характера без согласия абонента?

 

- Почему запрещены? - уточняет Екатерина.

 

- Вступили в силу поправки в закон «О связи».

 

- Оставайтесь, пожалуйста, на линии, не отключайтесь, я сейчас выясню….

 

И потом минут пять слушаем музыку. А когда Екатерина наконец снова появляется на линии, она выдает, что да, действительно, такие поправки рассматриваются, но, к сожалению, еще не приняты. И как только это произойдет, об этом непременно уведомят не только консультантов контактных центров мобильных операторов, но и всех абонентов. Причем сделают это через смс-рассылку…

 

Спорить о том, кто из нас оказался неправ, и доказывать обратное, наверное, бессмысленно. Раз пока не было распоряжений от вышестоящего руководства, значит, проявлять инициативу исключительно по велению собственной «жизненной позиции» точно никто не будет.

 

Вместе с тем, как пишет «РГ», некоторые сотовые компании, как только два года назад началась активная волна «платных» смс и на это обратил внимание Роскомнадзор, начали борьбу с мобильным мошенничеством и спамом. Даже разработали свои программы и в разы увеличили штрафы за нарушения при продаже контента, внедрили систему обязательного информирования абонентов о стоимости мобильных подписок.

 

В результате, по уверению сотовых операторов, жалобы абонентов снизились многократно. А запущенная автоматизированная система «Антиспам» непременно и дальше будет бороться с навязчивыми и нежелательными сообщениями.

 

Так ли это на самом деле, нам, простым абонентам сотовой связи, остается только предполагать. Пока никаких изменений, кроме отрицательных, не произошло.

 

- Как раз в первых числах мая решили с сестрой принять свое участие и перечислить с помощью смс-сообщения по 100 рублей на строительство Храма, который возведут в Белогорске, возле городского ЗАГСА, - рассказывает одна из жительниц города Ольга Ильина. - До этого точно такие же смс отправляла дочь, она нас и проинструктировала, как нужно действовать. Кроме этого, не один раз слышали подробную инструкцию по местному телевидению. Но на деле оказалось, что мобильные операторы трижды требуют подтверждения платежа с помощью смс. Текст примерно следующий: «Пожалуйста, подтвердите оплату, и эта сумма будет списана с вашего основного лицевого счета».

 

И только после всех указанных процедур операция была успешна выполнена, о чем пришло смс-уведомление.

 

Наверное, это тоже одно из последствий программы «Антиспам». Получается не в счет удобства абонента. Как в той поговорке: «На молоке обожглись - на воду дуем».

 

Поэтому вся надежда только на собственное внимание и терпение. Хотя консультация в контактном центре мобильного оператора тоже будет не лишней.

 

При этом, советуют специалисты, хорошо бы понимать, что если вы дали согласие при заполнении анкеты в магазине или банке присылать вам на телефон информацию об акциях, скидках и привлекательных предложениях, то за это оператор уже ответственности нести не будет. И отказаться от таких сообщений очень сложно. Поэтому при заполнении любых анкет в магазине лучше все же указывать не номер телефона, а адрес электронной почты, если это, конечно, возможно.

Анна Нурадилова

НазадАрхив