Сегодня на Амуре № 22 (4 июня) 2014 г.


«Кто ж знал, что он живой…»

 

праздник

 

10 июня свой 94-й день рождения отметит участница трудового тыла Прасковья Романова. В преддверии своего праздника она рассказала корреспонденту газеты «Сегодня» Ульяне Мукаиловой о том, как судьба привела ее из Курской области в город Белогорск.

 

Прасковья Романова родилась в селе Деревеньки Льговского района Курской области, в семье Карпа и Ульяны Романовых. Девочка была старшим ребенком в семье и помогала матери воспитывать и поднимать на ноги трех своих братьев и двух сестер.

 

- Детство у меня было хорошее, жаловаться не буду, - начинает свой рассказ Прасковья Карповна.

 

Тяжелое время, как признается сама пенсионерка, наступило, когда «пришел немец». К началу Великой Отечественной войны Прасковья Карповна уже была замужем и с маленькой дочерью на руках. Муж в первый же год войны погиб на фронте.

 

Молодая женщина осталась с грудным ребенком на руках. Воспоминаний со времен войны у нее не так много, но несколько раз за время беседы она повторяла одну и ту же фразу: «Жестокая была война, очень жестокая».

 

- Помню, как немцы запалили нашу деревню в трех местах, и все сгорело, документы мои тогда тоже сгорели, - рассказывает Прасковья Карповна. - Был однажды случай, когда немцы подкинули нашим 13-летним пацанятам вместе с моим братом снаряд, сказав, что это игрушка. В руках одного из мальчишек эта «игрушка» и взорвалась.

 

Троих от взрыва сразу убило, а брат Прасковьи Романовой целый месяц пролежал без сознания, после чего пришел в себя.

 

Сестру и брата Прасковьи Карповны вместе с другой молодежью села отправили в Германию. Они проработали там четыре года.

 

- Сестра работала на фабрике и жила у одной немки, - рассказывает пенсионерка, - а меня к немцам не забрали, потому что дочери не было еще и года.

 

- Однажды немцы напали на наше село и стали гнать нас из хат, всех коров забрали, - продолжает рассказывать Прасковья Романова. - А мы жили на улице как попало.

 

Одним из самых тяжелых воспоминаний о войне для нее стал день, когда немецкая пуля попала в мать Прасковьи Карповны.

 

- Мама шла на мельницу молоть пшеницу, когда в нее стреляли фашисты, - рассказывает, вытирая слезы, женщина. - Слава Богу, живая осталась. Пришлось в этот день везти ее в Курск, машин попутных не было, уложила мать в телегу и повезла ее по железнодорожным путям. Точнее лошадь везла мать, а я шла сзади пешком.

 

После того как мать Прасковьи Романовой уложили в больницу, она вернулась в родную деревню. Но долгое время от матери ничего не было слышно. Взволнованная Прасковья Романова решила вновь идти за матерью.

 

- Я снова шла пешком 80 километров, - говорит она. - Встала рано утром и пошла, а уже вечером я была в Курске. В этот же день маму выписали, и она не знала, куда ей идти на костылях. В комендатуре нашли машину, которая ехала в нашу сторону, посадили нас и довезли до деревни, от которой до нашего села оставалось 15 км. Я взяла там саночки и привезла маму домой на них.

 

После окончания Великой Отечественной Прасковья Романова вышла замуж во второй раз и прожила со вторым мужем рука об руку целых полвека. Второй муж подкупил молодую женщину тем, что тепло принял ребенка от первого брака. А поженились они с ним, как говорит женщина, шутя.

 

- Мы с ним недолго общались, и вдруг он мне говорит: «Пойдем расписываться?» - я и ответила: «Пойдем», - с улыбкой на лице вспоминает пенсионерка.

 

По словам женщины, в Амурскую область из родного Курска ее привез муж, он часто ездил сюда в командировки.

 

Сама Прасковья Карповна большую часть жизни проработала на железной дороге.

 

- Я и стрелочницей работала, и проводником, - рассказывает она. - А от комсомольской организации ездила строить город Алексин.

 

- У меня был очень хороший муж, - умиляясь, вспоминает пенсионерка, - такой шутник был. Никогда мне плохого слова даже не сказал, очень хорошо мы прожили. Хозяйство большое вместе держали.

 

Во время войны муж Прасковьи Карповны был командиром пулеметного отделения, участвовал в боях за Москву и был ранен. Еще до встречи с Прасковьей Романовой он был женат на другой женщине. Тогда, во время ранения, его жене пришла похоронка.

 

- Она не виновата ни в чем, - говорит Прасковья Романова, - ей пришла похоронка. Она и думала, что муж погиб на фронте. Кто ж знал, что он живой. Вот она и вышла замуж за другого. Значит, он был моей судьбой. 50 лет как никак вместе прожили.

 

Сейчас пожилая женщина проживает в Белогорском специальном доме одиноких престарелых. От второго брака у Прасковьи Карповны есть сын, который живет в Белогорске. Дочь женщины проживает в селе Некрасовке. Дети пенсионерки часто приезжают навещать мать.

 

- Ко мне часто внуки приходят, правнуки. Ой, знаешь, сколько их у меня, даже и не помню точно, 15, наверное, будет, - улыбается она.

НазадАрхив