Сегодня на Амуре № 22 (4 июня) 2014 г.


«…Это был год вызовов и их преодоления»

 

отчет

 

Уважаемые депутаты!

 

Уважаемые белогорцы!

 

В соответствии с Федеральным законом № 131 и Уставом г. Белогорска представляю отчет о результатах своей деятельности и деятельности администрации в 2013 году.

 

Прошедший год выдался непростым. Может быть, потому, что 13-й. В городе произошло много событий разных по характеру. Были и печальные, если вспомнить  «черную субботу» - 8 июня. Были и чрезвычайно трудные, связанные с ликвидацией последствий крупномасштабного наводнения на Дальнем Востоке. Непросто было обеспечить и исполнение майских указов президента.

 

Вместе с тем были и поводы для морального удовлетворения. Это, в первую очередь, большая и сложная работа администрации по привлечению средств Фонда содействия реформированию ЖКХ для переселения граждан из ветхого жилья. Как результат - Белогорску выделено больше всех средств в области - 700 млн.

 

Моральное удовлетворение принес и ввод больших строительных объектов. Прежде всего жилых домов - всего за 2013 год введено больее 20 тыс. кв. метров - а также нового детского сада в микрорайоне «Амурсельмаш», что позволило ликвидировать систематическую очередь детей в возрасте от 3 лет. Ну и, конечно, ввод в эксплуатацию кольцевой развязки и подземного перехода, строящихся в невероятно сложных погодных условиях. И особенно приятно осознавать и слышать, что теперь многие водители, проезжая по «кольцу», получают эстетическое удовольствие.

 

Многого стоят спортивные достижения, которыми был богат 2013 год. Мы на высоком организационном уровне провели спартакиаду городов Амурской области, чему способствовал наш возродившийся стадион «Амурсельмаш». Как результат - второй раз серебро за 16 лет проведения спартакиад.

 

Много усилий стоила безукоризненная организация проведения эстафеты олимпийского огня. Это было поистине масштабное и, пожалуй, историческое для города событие.

 

И не могу не сказать о ФК «Белогорск». Впервые в российской истории клуб III дивизиона участвовал в 1/64 Кубка России.

 

Если коротко охарактеризовать 2013-й, это был год серьезных вызовов и их преодоления. Особый отпечаток на него наложила чрезвычайная ситуация, в которой город находился более 100 дней, то есть почти треть года. Причем дважды за лето нас топила река Томь, а в августе залило аномальными дождями. Тем не менее город благополучно справился с ЧП, хотя последствия ощущаются до сих пор. Общий ущерб Белогорску оценивается в сумму порядка 500 млн рублей, из которых городу компенсировали 300. Причем львиная доля из них - 200 млн - ушли на выплату компенсаций гражданам.

 

Стоит отметить, что крупномасштабное наводнение на Дальнем Востоке отразилось на перспективах привлечения в Белогорск инвесторов и создании новых точек роста. И это самое печальное. Должен сказать, что после долгих переговоров у нас были готовы для предоставления в 2013 году два больших земельных участка для серьезных сельскохозяйственных компаний, занимающихся сбором и переработкой сои. Однако случилось непредвиденное: наша так называемая экономическая зона… утонула. Соответственно, планы инвесторов свернулись.

 

Более того, в силу затопляемости территорий, по которым первоначально должен был пройти газопровод «Сила Сибири», его маршрут, несмотря на серьезные финансовые вложения в проектирование, изменен и теперь пройдет вдоль правобережья реки Зеи. Соответственно, газохимический комплекс и гелиевый завод будет построен не близ Белогорска, в Серышевском районе, как планировалось, а в Благовещенском или Свободненском. Впрочем, окончательное решение будет принято после 4 июня, когда в область для окончательного выбора площадки в очередной раз приедут представители «Газпрома».

 

Эти и другие обстоятельства привели к решению о необходимости пересмотра стратегии социально-экономического развития Белогорска. При этом полагаю, что ее сроки (сейчас до 2030 года) необходимо уменьшить и ограничиться десятилетием: с 2015 по 2025 год. Если позволите, то администрация представит новую стратегию до конца 2014 года.

 

Особо стоит сказать о продолжающихся сложностях в межбюджетных отношениях. К сожалению, несправедливость по отношению к муниципалитету продолжается. Так, норматив отчислений налога на доходы физических лиц в бюджет города сократился вдвое: с 40 % в 2011 году до 20 % в 2014-м. Снижение доходной части бюджета просчитано в сумме 270 млн рублей. При этом объем переданных полномочий на уровень субъекта (содержание учреждений здравоохранения и учреждений дошкольного образования) обходился бюджету в 230 млн рублей. В итоге только передача полномочий повлекла за собой необоснованное уменьшение доходной части бюджета в объеме 40 млн рублей. То есть вместе с полномочиями у нас забрали денег больше, чем мы тратили на их исполнение.

 

Кроме того, реструктуризация объектов железнодорожного транспорта, вывод на аутсорсинг обслуживающего персонала предприятий РЖД и федеральных учреждений обусловили в 2013 году низкий процент исполнения НДФЛ - 91,1 %.

 

Тем не менее исполнение собственных доходов по состоянию на 1 января 2014 года составило почти 100%. Достичь этого удалось за счет усиленной работы по неналоговым доходам. Собственные доходы составили более 725 млн рублей или чуть больше трети от общей массы. При этом соотношение неналоговых и налоговых частей в собственных доходах составило практически 1 к 2. То есть налогов на территории собрано 67%, а неналоговых доходов - 33 %. Это самый высокий показатель в регионе.

 

Как результат и, надо сказать, реакция на критику депутатов - резкое снижение кредиторской задолженности - более чем в 3 раза: с 90 млн на 1 января 2013 года до 27 на 1 января 2014 года. Притом что за отчетный год, как говорится, мы строили, строили, строили…

 

Это стало возможным благодаря оптимизации, которой администрация занималась в отчетном году. Она вызывала определенную критику, хотя мы склонны объяснять ее боязнью всего нового, качества, характерного для определенной части общества. Нет смысла перечислять все мероприятия проведенной оптимизации, считаю, что своих целей она достигла.

 

И еще об одном, важном, чем занималась администрация в 2013 году. Мы активно изготавливали проектно-сметные документации. Видимого результата эта работа, конечно, сразу не дает, но она на перспективу. Ведь известно, что, не имея проектов, никогда не попадешь в областные или федеральные программы. На сегодня в городе в наличии имеется с десяток проектов, которые ждут своих источников финансирования. Как пример «невидимой», но кропотливой работы администрации приведу попадание Белогорска в программу Минкультуры России по созданию в малых городах центров культурного развития.

 

Как результат нашей прошлогодней работы с Министерством культуры Амурской области, федеральным Министерством - утвержден список городов, где в 2014-2015 годах начнется строительство таких центров. В основной список вошли 19 городов в 16 регионах, в один из которых Белогорск. На строительство Центра культурного развития в Белогорске из средств федерального бюджета уже в этом году выделено 50 млн рублей. То есть на восстановление парка им. Дзержинского мы привлекли федеральные деньги.

 

И должен тоже заметить: по итогам 2013 года белогорская культура признана лучшей в области.

 

И в завершение о самом сложном. Вот фрагмент моего выступления, которое готовилось к парламентским слушаниям 14 апреля в Государственной Думе, накануне принятия изменений в 131-ФЗ.

 

«Финансовое обеспечение муниципалитетов с каждым годом ухудшается, а переданные полномочия все прибавляются. При этом граждане, привыкшие к повышению качества жизни (к которому, замечу, все быстро привыкают), с трудом понимают, что средств на большее не хватает.

 

Полагаю, что именно небольшие муниципалитеты (а их большинство) испытывают наибольшие трудности, связанные с извечным 11-летним нерешаемым 131-ФЗ вопросом: избыток полномочий местного самоуправления и недостаток средств на их исполнение.

 

Я не буду сейчас рассказывать известные всем трудности и противоречия нашего закона. Вы их знаете. Я полагаюсь на те слова, которые ранее озвучил руководитель ВСМС, член комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Вячеслав Тимченко. Повторю их: сначала концептуальные изменения 131-го ФЗ, затем пересмотр полномочий и, наконец, изменение финансовых основ местного самоуправления. То есть, нас слышат.

 

Но все-таки прошу услышать еще.

 

21 апреля мы во второй раз будем отмечать День местного самоуправления. Именно к нему граждане ежедневно обращаются за решением разных проблем. Какие-то из них мы решаем, какие-то не можем. Но не потому, что не хотим. А просто потому, не имеем возможности, ведь 90 процентов обращений связано с деньгами, а их нет. То есть если деньги есть - вопрос решается. А значит - есть власть, которая решает вопросы. В отсутствие денег эта формула не работает.

 

11 лет муниципалитеты просят решить вопрос: или заберите полномочия, или дайте денег на их исполнение. Повторюсь, нас слышат. Но в нынешних условиях этого мало.

 

В связи с этим предложения:

 

- в кратчайшие сроки создать специальный орган (возможно под эгидой ВСМС), который начнет прием и выработку предложений по разграничению вопросов местного значения и полномочий для всех органов самоуправления и для выработки предложений по изменению финансовых основ местного самоуправления;

 

- предусмотреть в каком-либо серьезном документе конкретные сроки и варианты рассмотрения предложений по полномочиям и финансам МСУ (но не позднее октября 2014 года, с тем чтобы новые правила вступили в силу с 1 января 2015 г.);

 

- и самое главное: необходимо поручить серьезному органу в кратчайшие сроки просчитать реальную стоимость полномочий МСУ, выраженную в каких-либо понятных единицах. И при определении стоимости полномочий не привязывать ее только к численности населения муниципального образования, необходимо также учитывать отдаленность, климатические условия и другие факторы.

 

Соответственно, как будет известна стоимость местных вопросов (разумеется, с учетом возросшего качества жизни), так и станет понятным выполнение скольких полномочий и за какие деньги оно может обеспечиться».

 

Будут эти предложения учтены или нет, я пока сказать не готов. Но, уважаемые депутаты, администрация Белогорска намерена в этом году самостоятельно просчитать стоимость полномочий - то есть нам предстоит еще одна большая невидимая работа. С тем чтобы наконец-то начать помогать решать главный вопрос большинства муниципалитетов - недостаток средств. Надеюсь, и вы нам окажете в этом помощь и содействие.

 

Благодарю за внимание!

НазадАрхив