Сегодня на Амуре № 23 (11 июня) 2014 г.


Росгосстрах наказали за «автогражданку»

 

разбор полетов

 

Похоже, очередной «развод» для белогорских автомобилистов закончился реальным штрафом почти в 40 миллионов рублей для компании «Росгосстрах». За недобросовестную конкуренцию страховщиков наказали в результате многочисленных жалоб от клиентов, которые поступили в прокуратуру Белогорска. Все они так или иначе были связаны с оформлением полисов ОСАГО. Вернее, с навязыванием дополнительных услуг в добровольно-принудительном порядке при оформлении «автогражданки».

 

О сложившейся ситуации газета «Сегодня» писала несколько месяцев назад. Как раз тогда, когда полисы ОСАГО стали в Белогорске дефицитом. Необходимые для оформления бланки «срочно» закончились почти во всех страховых компаниях. Не было проблем с ними только в компании «Росгосстрах», но здесь при заключении договора ОСАГО у автомобилистов требовали застраховать еще и имущественные интересы, связанные с причинением вреда жизни и здоровью. В результате общая сумма страховки оказывалась как минимум в 2 раза больше прошлогодней.

 

- А мне в общей сложности предъявили счет почти в 5 тысяч рублей, - рассказывали некоторые «пострадавшие» автовладельцы. - Из этой суммы 2210 - это за полис ОСАГО, остальное - за страхование жизни и технический осмотр, иначе и разговаривать не хотели. При этом добавляли, что техосмотр можно и не проходить, но оплатить якобы обязаны. А если нет, идите и обращайтесь в другие страховые компании.

 

Похожая ситуация уже тогда складывалась и в других регионах. Более того, в Амурской области по представлению прокурора Михайловского района, за аналогичное навязывание дополнительных услуг страхования к дисциплинарной ответственности была привлечена начальник страхового отдела ООО «Росгосстрах» Михайловского района. В ее адрес прокурором было внесено представление об устранении нарушений закона и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

 

Однако белогорских коллег компании «Росгосстрах» этот факт, видимо, не смущал. Они продолжали требовать с клиентов оплатить дополнительные услуги, иначе в оформлении автогражданки отказывали.

 

Видимо, нашлись и в Белогорске клиенты страховой компании, которые решили добиться справедливости. В результате прокуратурой города по обращениям граждан была проведена проверка исполнения филиалом страховой компании ООО «Росгосстрах» законодательства в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в ходе которой выявили нарушения.

 

Как стало известно, сразу несколько заявлений поступило в прокуратуру Белогорска о том, что при получении полиса ОСАГО гражданам в обязательном порядке предлагалось застраховать имущественные интересы, связанные с причинением вреда жизни и здоровью. В случае отказа клиента оплатить навязанные услуги в оформлении автогражданской ответственности тоже отказывали. 

 

- Кроме того, гражданину 18 марта текущего года был выдан полис ОСАГО, но при этом отсутствовали сведения о пройденном техническом осмотре автомобиля, - рассказал прокурор Белогорска Альберт Москалев. - Проверкой было установлено, что менеджер компании выдал клиенту направление о необходимости пройти техническое диагностирование транспортного средства именно у определенного предпринимателя, осуществляющего свою деятельность в Благовещенске. Кроме этого, была выдана пустая диагностическая карта от оператора технического осмотра у этого предпринимателя. Таким образом, ООО «Росгосстрах» навязывало гражданам свои услуги, вынуждая оплачивать их или ограничивая право граждан на заключение договоров ОСАГО, чем ущемляло интересы физических лиц.

 

 Прокуратура определила, что действия страховщиков, как навязываемые условия договора, нарушают положения п. 3 ч. 1 ст. 10 закона «О защите конкуренции».

 

Согласно данной норме, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение, не вправе своими действиями (бездействием) устранять конкуренцию и (или) препятствовать (не допускать), ограничивать, ущемлять интересы других лиц путем навязывания контрагенту невыгодных условий договора или условий, не относящихся к предмету договора.

 

В связи с этим информация и материалы прокурорской проверки были направлены в УФАС по Амурской области и Управление службы по защите прав потребителей и финансовых услуг в ДФО ЦБРФ.

 

По результатам рассмотрения информации УФАС по Амурской области в отношении ООО «Росгосстрах» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. Принято решение признать общество в лице филиала нарушившим антимонопольное законодательство и выдать ему предписание о прекращении нарушения и перечислении в федеральный бюджет дохода от недобросовестной конкуренции в размере 37 794 794 рублей в срок до 30 июня 2014 года.

 

Кроме этого, Управлением службы по защите прав потребителей и финансовых услуг в ДФО ЦБРФ направлено предложение в Департамент страхового надзора Банка России о выдаче обществу предписания об устранении нарушений законодательства.

Анна Нурадилова

НазадАрхив