Сегодня на Амуре № 28 (16 июля) 2014 г.


Не мы выбираем время, время выбирает нас

 

интервью

 

80 лет - весомый юбилей и целая история, насчитывающая поколения и династии тех белогорцев, кто был на пути становления и развития, как привыкли говорить жители города, Рембазы. В преддверии памятной, праздничной даты, которую предприятие будет отмечать 20 июля, управляющий директор ОАО «19 центральный автомобильный ремонтный завод» Александр Протопопов рассказал корреспонденту газеты «Сегодня» Инне Верниковой об истории становления завода и тех, благодаря кому он пережил тяжелые годы ВОВ, по-прежнему работает и развивается.

 

- Александр Викторович, в преддверии такого весомого юбилея какие чувства испытываете?

 

- Чувство гордости и уважения к тем людям, которые стояли у истоков завода, работали в трудные дни становления, тяжелые военные годы, нелегкий послевоенный период и не дали ему погибнуть во времена развала СССР. Чувство уважения к нашим ветеранам. Многих с нами уже нет, но их трудовой подвиг мы будем помнить всегда. В жизни каждого человека есть памятные даты, которые по тем или иным причинам очень дороги и которые мы считаем вехами на своем пути. Иногда эти вехи носят сугубо личный характер, иногда совпадают с поворотными точками в жизни целой страны и города. Именно это можно сказать и о сотрудниках завода. Вот так, красной нитью, вплетены судьбы нескольких поколений в становление и работу нашей родной Рембазы.

 

- Александр Викторович, понятно, что кто трудился или работает на заводе, знают его историю. Расскажите вкратце читателям о том, с чего все начиналось?

 

- Завод начал свою историю в Благовещенске. Для обеспечения особого колхозного корпуса на Дальнем Востоке исправным транспортом и сельхозинвентарем в 1934 году в Благовещенске были созданы мастерские капитального ремонта благовещенского Управления Красноармейских колхозов. В мастерских производили ремонт автомобилей марок: АМО, ЗИС-5, ГАЗ-А, М-1, сеялок, комбайнов, сельскохозяйственного инвентаря. Через два года особый колхозный корпус был расформирован и мастерские были переименованы в Автобронетанковые мастерские ОКДВА (ремонтная база N19). Их первым начальником был военный инженер 3 ранга Владимир Павлович Бреднев. Великая Отечественная война внесла коррективы в деятельность ремонтной базы. А именно, исходя из возможности нападения империалистической Японии на дальневосточные рубежи в июле 1942-го было принято решение о передислокации ремонтной базы N19 на станцию Куйбышевка-Восточная, ныне Белогорск. Уже в октябре ремонтная база N19, расположенная здесь, была переименована в Автобронетанковый завод N19. На заводе были организованы участки литейных и кузнечных работ, гараж и отделение вулканизационных работ, участок по ремонту мотоциклов, грузовых машин и тракторов. В то время завод производил ремонт автомобилей ГАЗ-А, ЗИС-5, М-1, ЗИС-101, тракторов С-60, С-65, мотоциклов ИЖ-8, ИЖ-9, АН-600 и автомобильных прицепов. В эти тяжелые для страны годы руководил заводом военный инженер 2 ранга Петр Петрович Пронин. В марте 1944 года завод был переименован в Тракторный ремонтный завод N19. В это время здесь производили ремонт тракторов С-60, С-65 и другой техники.

 

День Победы сотрудники завода встретили на рабочих местах, объявили митинг и нерабочий день. Послевоенный период отмечается быстрыми темпами реконструкции основного корпуса по ремонту тракторов, строится кислородно-добывающая станция. В 1951 году начинается освоение ремонта тракторов С-80, а в 1953 году выходит первый тяжелый гусеничный тягач АТ-Т. Завод практически полностью обеспечивает себя деталями, изготавливая новые и восстанавливая ремонтнопригодные. В январе 1958 года тракторно-ремонтный завод переименовывается в 19 завод ремонта артиллерийских тягачей и тракторов. В январе 1963 года завод вновь переименовывается в войсковую часть 74038, начальником которой стал инженер-подполковник Скидан Леонид Викторович. Отмечу, что рабочие именно тех далеких годов донесли до нашего времени звания: победитель социалистического соревнования, ударник пятилетки, ветеран труда, многие занесены в книгу почета.

 

- А когда завод получил наибольшее развитие?

 

- В 70-80-е годы наступило время обновления станочного парка: трофейные станки были заменены отечественными, вводится в строй главный корпус по ремонту гусеничных тягачей и двигателей типа В-2, В-6, испытательная станция для обкатки двигателей, механизированы погрузочно-разгрузочные работы. Улучшаются бытовые условия, благоустраивается территория завода, строятся многоэтажные дома для рабочих и служащих, построен детский комбинат. Большую роль в развитии завода сыграл командир части Семен Харитонович Менделеев. Спустя десятилетие завод стал одним из крупнейших ремонтных предприятий округа, освоил ремонт тягачей марки МТ-ЛБ, МТ-ЛБВ, 2С-1, МТ-ЛБУ, двигателей ЯМЗ и агрегатов к ним. По итогам социалистического соревнования в 1983 году завод был награжден переходящим вымпелом Военного Совета КДВО. За высокие показатели в труде коллектив завода неоднократно завоевывал переходящее Красное Знамя. Кстати, два из них остались на вечное хранение в стенах завода в нашем музее.

 

- Александр Викторович, наверняка период перестройки тяжело отразился и на Рембазе? Как удалось удержаться на плаву?

 

- Завод не только удержался, но и работает благодаря личному вкладу и добросовестному труду его рабочих. Несмотря на трудные времена, завод начал осваивать продукцию для народного хозяйства, получены лицензии по переоборудованию тягачей, автомобилей с заменой двигателей с карбюраторных на дизельные. Это автомобиль КАМАЗ, УРАЛ, ГАЗ-53, ГТ-СМ, ГАЗ-66.

 

В 2000 годах завод переименовывался еще не один раз. 30 июня 2009 года, путем преобразования в открытое акционерное общество, он получил название «19 центральный автомобильный ремонтный завод». Рассказывая об этом периоде, нельзя не сказать о человеке, который руководил заводом длительное время с 1 сентября 1999 года вплоть до весны 2013. Это полковник Сергей Даниилович Базилевич.

 

Ежегодно завод выполняет государственный оборонный заказ, несмотря на трудности экономического характера, осваивает новые технологии ремонта автомобильной техники.

 

- Прошло 80 лет, и завод по-прежнему работает на обороноспособность нашей страны. Что пожелаете сотрудникам накануне профессионального праздника?

 

- Хочется выразить благодарность в первую очередь ветеранам завода за их долголетний добросовестный труд. Сказать спасибо тем, кто много лет своей жизни отдал деятельности здесь. И, конечно же, молодой смене, кто не так давно устроился на Рембазу. Благодаря заводчанам у нас есть единая команда, которая работает сообща, что позволило выстроить ровное, четкое направление на развитие предприятия. Желаю им и их семьям в первую очередь крепкого здоровья, взаимопонимания и благополучия. С юбилеем! И, пользуясь случаем, мне бы хотелось пригласить ветеранов и всех тех, чьи годы жизни были связаны с заводом, на праздничное торжественное мероприятие, посвященное юбилею, которое состоится 18 июля, в 15.00, в ГДО.

 

Они создавали и развивали Рембазу

 

история

 

Одним из знаменательных событий является работа на заводе в годы Великой Отечественной войны друзей-комсомольцев Качура И.В., Лукомского И.В., Казанникова Г., Карцева А.Н., Мельникова И., Рябинченко М.А. Молодые ребята погибли в одном из боев во время Великой Отечественной войны.

 

В 1944 году на завод пришли работать Бабцева Е.Е., Григоровская Н.А., Парунов Ф.К., Паксиватов П.Ф., Дергач CO., Парфентьев И.С., Поздеева А.И., Сидоренко А.Г., Сопов А.Т., Ушаков П.П., Алафьев Ю.П., Бачурин А.А., Дюканов А.Ф., Дзюба А.С., Жучкова М.В. и др. Сборку первых тягачей АТ-Т производили слесари Крытцкий Т.Я., Дорофеев В.М. Благодаря усилиям литейщика Печинского П.А. изготавливается прокатный стан.

 

На заводе трудились ветераны ВОВ: Сухенко И.В., Сопов А.Т., Дергач CO., Серкин Т.С., Купреев С.П., Сазонов Н.Р., Турукин И.Я., Зиненко И.М., Козлов П.С., Трембач С.А.

 

В этот период пришли на завод работать Баталова А.Н., Байлов В.Д., Байлова Н.А., Войтенко А.С., Веклич Ю.А., Офицеренко И.К., Бочкарева Л.К., Веселое П.В., Гончаров С.С., Гладущенко А.П., Драчев В.А., Заверткин Г.П., Дупреева Т.Д., Бочкарева Л.К., Мандров B.C., Рожнов В.П., Райкина И.Я., Сердюк Н.П., Шкарупа С.Я. и др.

 

Большой вклад в разработку конструкторской документации внесли старший инженер-конструктор Федорин В.Н., технолог Горшков Ю.Г., замначальника технического отдела Соловьев В.Г.

 

Почти всю жизнь посвятили работе на заводе: Байлов В.Д., он работал на предприятии 50 лет, более 30 лет проработали Чикунова В.Н., Лукьянова Л.Д., Бочкарева Л.К., Лукъяненко В.Я., Макагон В.А., Макагон Н.А., Мамаев В.И., Офицеренко И.К., Скрипкин В.Т., Веклич Ю.А., Гранов В.Ю., Ещенко В.Д., Зинкевич В.П., Лукьянов В.И., Мухин А.Я., Рябов В.И., Хриденко В.А., Мандрыко П.Т.

 

Традиции завода сегодня продолжают работники: Кацай С.М., Лысяк В. В., Бобырь В.П., Атамась И.И., Борзых В.В., Молчанов А.В., Назарчук А.А.

НазадАрхив