Сегодня на Амуре № 28 (16 июля) 2014 г.


Из кафе выгоняют тараканов

 

права потребителей

 

Весной этого года федеральное Управление Роспотребнадзора вновь вышло с инициативой ввести внезапные проверки кафе, ресторанов и торговых предприятий, изготовляющих и реализующих продукты питания. Так что вполне вероятно, уже скоро посетителям заведений общественного питания не придется внимательно изучать содержимое тарелки, дабы не обнаружить там летающий или ползающий «ингредиент». К сожалению, такие прецеденты в Приамурье повторяются, особенно в летнее время года.

 

О проверках обязаны предупреждать

 

В июне этого года посетитель одной из благовещенских столовых, расположенных в крупном торговом центре, обедая пловом, обнаружил в нем таракана. Причину добавления этого «компонента» в блюдо повара назвать не смогли. По понятным причинам посетитель сообщил о находке в Управление Роспотребнадзора. Согласно законодательству сотрудники обязаны среагировать, что они и сделали, наведавшись в заведение с внеплановой проверкой. В итоге обследования столовой и цеха приготовления пищи были выявлены грубые нарушения санитарных норм. Одно из них с точностью указывало на причину появления насекомого в тарелке. В цехе обнаружили скопление тараканов и мух. Согласно решению суда деятельность столовой была приостановлена на 90 суток до устранения нарушений.

 

- Сейчас санинспекторы обязаны предупреждать предпринимателей о внеплановых проверках, которые проводятся по заявлениям недовольных граждан, минимум за сутки, - уточнила специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в городе Белогорске, Белогорском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах Яна Смола.  - А перечень плановых выходов на предприятия на год вперед расписывается и вывешивается в свободный доступ в декабре предыдущего года.

 

Кстати, проверять предпринимателей без заблаговременного оповещения в России запрещено с 2008 года. В отдельных случаях, к примеру, при угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан такая ревизия может быть проведена по разрешению прокуратуры.

 

А плановая проверка согласно законодательству может осуществляться всего один раз в три года. При этом об обследовании хозяина кафе необходимо уведомит заранее. Понятно, что владельцы кафе, получив уведомление о готовящейся проверке, спешат уничтожить доказательства нарушений, а стерильная чистота для комиссии и отсутствие живности в тарелках вовсе не означает, что блюдо посетителя будет точно таким же, без неприятных «приправ».

 

Кстати за шесть месяцев этого года в Белогорске в Управление Роспотребнадзора поступило 12 заявлений, касающихся неудовлетворительного обслуживания, и 21 заявление на некачественные продукты питания, реализуемые не только в кафе, но и в магазинах.

 

Продукты «из будущего»

 

Недоброкачественная продукция питания - тоже проблема N1. Начиная с весны в Роспотребнадзор поступила не одна жалоба по этому поводу. В апреле этого года специалисты амурского Роспотребнадзора обнаружили бактерии кишечной палочки в каждой второй пробе, взятой в одном из предприятий, производящем кондитерские товары.

 

Как сообщалось на официальном сайте ведомства, положительный результат был установлен в пяти смывах из десяти, взятых в кондитерском цехе. Признаки фекального загрязнения обнаружены в кадке для теста, на руках пекаря-кондитера, столе для оформления тортов, столе для формирования пирожных и на ноже для нарезки пирожных.

 

В конце июня этого года во время еще одной внеплановой проверки в торговой точке, изготовляющей и реализующей кулинарные изделия, сотрудники Роспотребнадзора обнаружили бутерброды с жареным яйцом, день изготовления которых, указанный на упаковке, еще не наступил. Кстати, зачинщиком этой внеплановой проверки стал все тот же «таракан».

 

Проверять внезапно

 

Уже не первый год федеральное Управление Роспотребнадзора выступает с инициативой наведываться на предприятия общественного питания и в магазины внезапно. Сотрудники ведомства уверены, что именно такой ход позволит сократить, а то и вовсе исключить нарушения, таким образом, сохранив здоровье посетителей. Авторы законопроекта уверены, что в настоящее время эффективность проверок минимальна. Мнение председателя комиссии Общественной палаты по социальной политике и качеству жизни Владимира Слепака опубликовала газета «Коммерсантъ».

 

«Сейчас проверки непоказательны и рассчитаны исключительно на добросовестность бизнеса, - отмечает Владимир Слепак. - Мы не можем доверять бизнесу, который не дает никаких гарантий. Бесконечные сюжеты по центральному телевидению, когда показывают нарушения, связанные с организацией общественного питания. Проверки, которые осуществляются один раз в три года по уведомительному характеру, просто приводят к искажению сути для проверяющего, который приходит и проверяет вымытые прилавки. Сегодня цивилизованный бизнес, который выполняет все требования законодательства, платит налоги, соблюдает добросовестную конкуренцию, наоборот, нуждается в защите от тех людей, которые нарушают действующее законодательство»

 

Неудивительно, что такое предложение пришлось не по вкусу предпринимателям. Большинство тех, кто нас кормит, полагают, что внезапные гости окажут негативное влияние на их бизнес, так как чаще всего незапланированный контроль превращается в вымогательство.

 

Станет ли инициатива Роспотребнадзора реальностью, пока не ясно. Дело в том, что с таким предложением уже выступали не раз. Завсегдатаи белогорских заведений общепита даже шутят на тему, что пока плановые проверки не станут внезапными и более частными, нужно в кафе носить с собой лупу, чтобы перед тем, как съесть второе, внимательно изучить его содержимое.

 

Сейчас недобросовестных рестораторов можно проверить только по плану или заявлению и за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения наказать рублем. К слову, сумма штрафа для некоторых и вовсе незначительна.

 

- Штрафные санкции в зависимости от лица, привлекаемого к административной ответственности, варьируются, - подчеркнула Яна Смола. - Для физических лиц размер штрафа колеблется от 1000 до 1500 рублей, для должностных - от 2000 до 3000 рублей, для юридических - от 20000 до 30000 рублей.

 

Самые большие штрафы налагаются, если был установлен факт реализации недоброкачественной продукции.

 

- После наложения штрафа мы выдаем предписание и через некоторое время выходим на проверку, чтобы проконтролировать, как оно выполнено, - пояснила специалист Роспотребнадзора Яна Смола. - Если нарушения не устранены, предприниматель переходит в категорию злостных нарушителей, и Роспотребнадзор вправе приостановить деятельность торговой точки.

Нина Сапрыкина

НазадАрхив