Сегодня на Амуре № 29 (23 июля) 2014 г.


«Мне предложили «помощь» - отдать своих детей»

 

cитуация

 

Помощь бывает разной: финансовой, материальной, психологической. Так или иначе, благие деяния, как правило, подразумевают благую цель. И в городе, и в селах проживает немало людей, которые охотно откликаются на чужую беду.

 

На прошлой неделе редакции газеты «Сегодня» совершенно случайно стало известно о молодой женщине, оказавшейся в беде, судьбу которой не пожелаешь никому. С самого детства 33-летняя мать двоих детей мечтала и стремилась, чтобы ее дом был полной чашей - уютным и наполненным детским смехом. Она не только мечтала, но и из года в год стремилась к домашнему теплу и благополучию. И у нее почти получилось. Правда, сейчас жительница села Васильевки Белогорского района Оксана Федорова опасается, что скоро ее скромный быт и семейное счастье может рухнуть благодаря «помощи», которую ей предложило руководство Васильевского сельского совета.

 

Найти Оксану в небольшом селе оказалось несложно. Молодая женщина, несмотря на обеденный перерыв, была на работе в сельской школе. Здесь она трудится техническим работником.

 

- Вы, наверное, с опеки? - сразу же поинтересовалась женщина, вытирая забрызганные краской руки. - Я не отдам вам своих детей, я же вам сказала. Мы найдем жилье и съедем из этого дома.

 

Чтобы читателям стало ясно, почему у Оксаны нет собственного жилья, о своей нелегкой жизни она рассказала с самого начала, начиная с детских лет.

 

- Вы только не думайте, что я жалуюсь, я считаю себя счастливой матерью, и у нас с детьми все хорошо, я просто прошу не выгонять нас из дома, - оправдывалась она, иногда прерывая воспоминания о своей нелегкой жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей.

 

«Родителей не выбирают»

 

Когда-то, будучи ребенком и наблюдая за своими сверстницами, которым мамы плетут красивые косы и покупают нарядные платья, маленькая Оксанка мечтала, что и у нее  будут дети, будет собственный дом, она выйдет замуж, нарожает детей, которых будет любить и заботиться. Оксана хорошо помнит родное село Новопетровку, расположенное в Благовещенском районе. Помнит, как хотелось есть, и, конечно же, в памяти остались пьянки матери. Ее братья, как и она, росли сами по себе, и о заботе о детях в этой семье речи не шло. В гости периодически наведывались тети в строгих костюмах, то и дело отчитывающие мать. В один из таких дней, когда матери дома не оказалось, специалисты отдела опеки забрали детей. 5-летнюю Оксану вместе с братьями поместили в свободненский детский дом. Немного позже ребят перевели в интернат в г. Зее.

 

- Помню, когда я шла в первый класс, говорила, что мне нельзя получать тройки, потому что это повлияет на мое будущее, - вспоминает она, - что я не смогу зарабатывать деньги, чтобы кормить своих детей. Конечно, это были детские мысли. И сейчас я понимаю, что не всегда образование становится залогом успешного будущего.

 

В аттестате после окончания интерната у Оксаны были только «4» и «5». После она сразу же поступила в одно из профессиональных училищ Благовещенска. Именно здесь повзрослевшая Оксана узнала, что у нее есть старенькая бабушка.

 

- Это произошло случайно, - вспоминает она. - Когда проживала в общежитии, меня узнала женщина-вахтер, которая знала мою мать и бабушку.

 

Уже через несколько дней Оксана поехала в родное село. Встречу с матерью она помнит хорошо.

 

- Я была на нее сильно обижена, ведь с тех пор, как нас забрали, она не предприняла ни единой попытки, чтобы вернуть детей, - продолжает свой рассказ Оксана. - Но мне так хотелось иметь близких, что я простила. Уже позже мать в очередной раз доказала, что ей плевать на детей. Она вела свой привычный асоциальный образ жизни.

 

- Но родителей не выбирают, - и сейчас оправдывает неблагополучную мать Оксана. - Она дала мне жизнь. Спасибо ей за это.

 

Несмотря на поведение матери, Оксана каждые выходные наведывалась в Новопетровку к бабушке. В 2001 году, когда пожилая женщина умерла и прошли похороны, визиты Оксаны в родную деревню прекратились.

 

- Мать тогда пустилась в очередные «бега», - вспоминает она. - Меня ничего там больше не держало. На дом бабушки я никогда не претендовала, там был прописан мой родной брат и планировал там жить. Да и работала я в Благовещенске. После окончания училища сняла квартиру и устроилась продавцом в один из магазинов города.

 

«Нельзя так «помогать»

 

- Тот, кто жил в детском доме, наверняка поймет причину переезда в Васильевку, - продолжает Оксана Федорова. - Там проживала моя подруга, с которой мы вместе учились, и ее мать, которую я тоже называла мамой. Мне так хотелось, чтобы рядом был хоть кто-то. Они предложили приехать жить к ним. По приезду я стала искать работу и устроилась продавцом в один из магазинов Белогорска.

 

Именно там Оксана познакомилась со своим будущим мужем.

 

- Несмотря на то, что он был младше, мы с ним понимали друг друга, - вспоминает она. - Он сирота, воспитывал двух сестер. Через некоторое время мы поженились и я переехала к ним в дом.

 

Работали, воспитывали девчонок, а в 2007 году на свет появился их сын Сережа. Через два года - Эдик.

 

- Конечно, жизнь не казалась раем - и трудности были, и денег не хватало, - с грустью продолжает Оксана, - и ругались иногда, но так живут и другие семьи.

 

Точку в их отношениях поставила Оксана.

 

- Я не хочу говорить о бывшем муже плохо, скажу только, что моему терпению наступил конец. Он, видимо, не нагулялся, и семья была в тягость.

 

После развода Оксана с детьми оказалась на улице. Как и прежде, женщину приютила лучшая подруга. Несмотря на сложности, молодая мать искала всевозможные способы заработка. Днем работала уборщицей в одной из организаций села, ночью - в пекарне.

 

- Да, мы «выживали», поэтому я обращалась за помощью в социальные организации. Получала все, что предлагала соцзащита, Белогорский комплексный центр социального обслуживания населения, - говорит женщина. - Мои дети никогда не были голодными или раздетыми. Немного позже мне удалось устроить их в детский сад - это стало большим подспорьем. Не было ни дня, чтобы я не работала. Единственная наша проблема - это отсутствие собственного жилья.

 

Именно жилищный вопрос стал причиной этой статьи. А точнее, вторая половина ветхого дома, расположенного в Васильевке, на улице Школьной, состоящая из маленькой комнаты, кухни и веранды.

 

- Два месяца назад мне пришлось съехать с очередного дома, потому что хозяин, где мы снимали несколько комнат, запил и стал приводить друзей, - рассказала Оксана. Переживая за детей, я стала искать другое жилье. Во время поиска один из жителей села, у которого два года назад умер сын и часть дома, где он жил, пустовала, предложил мне туда вселиться. Конечно, жилье требовало ремонта, нужно было вывезти мусор, но я работы не боюсь. Зашпаклевали, побелили, покрасили, раму вставили, по мере возможности привели в порядок. Сразу после этого глава сельской администрации сообщил мне, что я дом заняла незаконно и до 2 августа обязана его покинуть, чтобы поселить туда одну из семей. Ну почему? Он ведь им тоже не принадлежит. Спрашивала у главы, почему он раньше мне не сказал, когда я там порядки наводила. Он ответил, что «не обязан сообщать». А село небольшое, люди говорят, что будущие жильцы просто не захотели бардак убирать и ждали, когда это сделаю я.

 

- Недавно ко мне на работу в школу пришли какие-то женщины и предложили «помощь». Они сказали, раз у меня нет собственного жилья, то они могут мне «помочь» и забрать детей в приют. Разве это поддержка? Нельзя так «помогать». Я ведь многого не прошу. Прошу не выгонять нас из этого дома. И уезжать из Васильевки я не хочу, здесь у меня остались близкие люди, здесь дети ходят в детский сад. Сережка 1 сентября в первый класс пойдет.

 

- Еще я узнала, что половина дома, где я сейчас живу, неприватизирована, - продолжает Оксана. - Тот мужчина, у которого умер сын, рассказал, что он просил главу его туда прописать, но тот отказался, ответив, что нет оснований и дом принадлежит сельсовету, только он решает, кто там будет жить. Что получается? Ждали, когда я там наведу порядок, чтобы потом выгнать?

 

Комментировать сложившуюся ситуацию глава администрации Васильевки Александр Белокрылов отказался. Свой отказ он пояснил тем, что все действия муниципальные служащие могут комментировать только после обращения СМИ в администрацию Белогорского района. Действительно, специалисты администрации в последнее время разъясняют ту или ситуацию только после официального запроса. Направить его труда не составляет, но в данном случае поджимают сроки. Дело в том, что женщина уже получила официальный документ с печатью Васильевского сельского совета, в котором черными по белому написано в срок до 2 августа освободить занимаемую «квартиру».

 

- Получается, что мне ничего не останется, как пойти с детьми на улицу, вновь искать жилье, если повезет найти, то вновь займусь уборкой и побелкой. Не факт, что дом опять кому-то не понадобится, - говорит Оксана Федорова.

 

Что гласит закон

 

Эта ситуация хорошо известна и органам опеки администрации Белогорска.

 

- За незнанием законов Оксана своевременно не обратилась в органы опеки по месту рождения для постановки в очередь на получение государственного жилья, - пояснила ведущий специалист отдела опеки и попечительства администрации Белогорска Ольга Киреева. - До 2013 года, согласно закону, если бывшие воспитанники детских домов, которые по разным причинам остались без попечения родителей, до 23-летнего возраста не обращались в администрацию по месту прописки, то после достижения этого возраста они теряли право на дополнительные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения. Так было и в случае Оксаны. Но 1 января вступили в силу изменения в закон, ограничивающие возраст обращения за получением жилья. Мне известно, что сейчас Оксана собирает необходимые документы, для того чтобы заявить о своих правах на госжилье.

 

Кстати, 10 июля, во время одного из заседаний в правительстве области, министр образования и науки Марина Селюч отметила, что в Приамурье сегодня проживают 5675 детей, имеющих право на получение бесплатного жилья.

 

«По нашим прогнозам, в 2014 году будет приобретено более 200 квартир. Сейчас проводятся аукционы, а в Зейском и Октябрьском районах ведется долевое строительство», - отметила Марина Селюч.

 

По ее словам, сегодня существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что многие дети-сироты хотят получить жилье в Благовещенске. Как сообщила пресс-служба области, на заседании Совета власти рассмотрели вариант внесения в законодательство изменений, которые позволят приобретать для детей-сирот некоммунальные дома на земле. По мнению властей муниципалитетов, существующая сегодня норма, обязывающая приобретать для детей-сирот коммунальное жилье в том случае, если таковое имеется в населенных пунктах, нередко практически невыполнима и лишает власти возможности приобретать дома на земле, находящиеся в хорошем состоянии.

 

- Когда я смотрю новости, думаю, вот кто-то хочет жить в Благовещенске, в коммунальной квартире, а я просто прошу не выгонять меня из этого дома, из этой деревни, - говорит Оксана Федорова. - Дать мне спокойно жить и работать.

 

Знающие эту историю жители села и города считают, что сейчас женщине можно помочь, нужно всего лишь оставить крышу над головой.

 

- Простое человеческое сострадание, наверное, это и есть выход из ситуации. Хотя, исходя из поведения руководства села, получается, что обидеть того, кто слабее, гораздо проще…

Нина Сапрыкина

НазадАрхив