Сегодня на Амуре № 30 (30 июля) 2014 г.


Когда нет живого общения

 

забота о людях

 

Как говорится в известной поговорке, старость крадется незаметно, а когда она одинока и немощна, порой единственными, кто приходит на помощь, оказываются социальные работники. Корреспондент газеты «Сегодня» Ульяна Мукаилова выяснила, куда обращаться пожилым людям, которые дожили до «стакана воды», а подать его оказалось некому?

 

Для многих пожилых людей, «закованных» в четырех стенах своей квартиры, социальные работники оказываются единственной ниточкой, которая связывает их с окружающим миром.

Однако не каждый человек способен стать социальным работником. Не все могут найти подход к пожилому человеку. Для этого, как признаются сами соцработники, нужно иметь душевную готовность работать с пожилыми людьми.

 

- Те, кого раздражают старики своими капризами и жалобами, уходят сразу, они не задерживаются на должности социального работника. Без искреннего желания помогать пожилым людям никакое образование не будет иметь смысла. Некоторые наши соцработники настолько прикипели душой к своим подопечным, что они стали им как родные,- говорит заведующая отделением ГБУ АО «КЦСОН» Елена Шагарова. - Да, пожилые люди могут жить в благоустроенной квартире, смотреть целыми днями телевизор, но человек угасает, когда у него нет самого главного - живого общения.

 

Действительно, затворничество на несколько дней для пожилого, а тем более беспомощного человека может обернуться трагедией. Поэтому те, кому необходима помощь социального работника, обращаются в Белогорский комплексный центр социального обслуживания населения. Здесь оказывают комплекс социальных и социально-медицинских услуг на дому одиноким и одиноко проживающим гражданам из числа пенсионеров и инвалидов.

 

Услуги соцработников оказываются буквально всем, кто в них нуждается, независимо от того, есть родственники у пожилого человека или их нет, проживает ли он один или с детьми.

 

- К нам обращаются одинокие пожилые люди, которых беспокоит состояние здоровья, требуется помощь в ежедневных бытовых проблемах, - пояснила Елена Шагарова. - Так случается, что у гражданина вахтовый метод работы, а его пожилому родителю нужна помощь. Работу не бросишь - надо деньги зарабатывать и детей на ноги ставить. Для этого наша работа и предназначена: и молодым работу облегчить, и о старшем поколении позаботиться.

 

Что касается услуг, которые оказывают соцработники своим подопечным, то этот перечень довольно внушительный - это помощь в ведении домашнего хозяйства, в приготовлении пищи, покупка продуктов питания, лекарств, наблюдение за состоянием здоровья, оплата коммунальных услуг, оформление субсидии, оказание содействия в ремонте, поддержание чистоты в квартире. А главное - соцработники в качестве собеседника просто дают возможность пожилому гражданину излить душу, выслушают, подбодрят.

 

Как пояснили заведующие отделениями соцобслуживания, каждый соцработник ведет журнал, куда вносятся все покупки и услуги, предоставленные подопечному, после чего тот ставит в журнале свою подпись. Документ ежемесячно проверяют заведующие отделениями.

 

Под заботливым крылом соцработника находятся несколько пожилых людей. Каждому необходимо уделять минимум по часу два раза в неделю. За день в среднем удается посетить двух-трех пенсионеров, а некоторые соцработники умудряются навестить и больше.

 

Оказание услуг проводится в рабочие дни недели. Многие из сотрудников имеют за плечами немалый стаж работы в социальной сфере.

 

Стоит отметить, что комплексный центр соцобслуживания, помимо трех отделений, которые предоставляют услуги социального характера на дому, включает в себя еще и социально-медицинское, в котором, помимо услуг соцработника, дополнительно оказываются медицинские, то есть нуждающимся в этом предоставляется специализированный уход. Кстати, все медработники имеют высокую квалификацию.

 

В этом отделении обязанности соцработников ничем не отличаются от обязанностей своих колег других отделений, кроме того, что опекаемые имеют более сложные заболевания и, как правило, полностью или частично потеряли возможность самоухода, самообслуживания. А также подопечных этого отделения посещают не два, а три раза в неделю. Им оказываются услуги по медицинскому уходу, пристально наблюдают за здоровьем больного. Проводятся медицинские процедуры нестационарного амбулаторного характера.

 

По словам заведующей специализированным отделением медикосоциального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов Натальи Алексеевой, на малейшее изменение состояния подопечного реагируют незамедлительно, им вовремя оказывается медицинская помощь.

 

- Зачастую, если пожилой человек жалуется на плохое самочувствие, хандру и прочее, то в ответ чаще всего слышит, мол, смотри, сколько тебе лет, это нормальное явление для пожилого возраста, - говорит Наталья Алексеева. - А соцработники и медсестра наблюдают за состоянием своего подопечного и знают, что просто так пожилой человек хандрить не будет. Значит, его действительно что-то беспокоит, возможно, давление или же проблемы с сердцем.

 

Между тем все услуги документально оформляются, перечень их согласовывается с самими обслуживаемыми. Например, кому-то нужно один раз в месяц сделать генеральную уборку, а кому-то необходима постоянная закупка продуктов, промышленных товаров. Кстати, в перечень также входят стирка белья, приготовление полуфабрикатов и даже чистка территории от снега.

 

- С гражданином заключается договор, бесплатно обслуживаются только участники войны.

 

Что же касается тарифов на услуги, то они соответствуют государственным - доступны даже малообеспеченному населению соответственно прожиточному минимуму.

 

- Мы не имеем право брать оплату, превышающую 25 процентов от разницы между пенсией и прожиточным минимумом, - поясняет Наталья Алексеева. - Таким образом, государство идет на уступки пожилым людям.

 

- Мы готовы помочь одиноким престарелым гражданам, инвалидам по их личному обращению, обращению соседей и родственников, - в один голос заявляют сотрудники комплексного цента соцобслуживания.

НазадАрхив