Сегодня на Амуре № 31 (6 августа) 2014 г.


«Всем, чего достиг, я обязан маме...»

 

юбилей

 

13 августа исполнится 90 лет жительнице Белогорска участнице Великой Отечественной войны Веронике Константиновне Мурашкиной. О непростой судьбе своей матери корреспонденту газеты «Сегодня» Ульяне Мукаиловой рассказал ее единственный сын Дмитрий Мурашкин.

 

Вероника Константиновна родилась в дворянской семье протоиерея Казанского собора в Ленинграде Константина, профессора, доктора богословия и дочери профессора московского университета Надежды Грот.

 

В семье было четверо детей, они были очень дружны между собой. Родители большое внимание уделяли их воспитанию и образованию. Отец Вероники Константиновны был одним из высших иерархов Русской Православной Церкви. В частности, какое-то время возглавлял и Дальневосточную метрополию. Но ввиду репрессий со стороны Советской власти к служителям Русской Православной Церкви он был дважды репрессирован, в 1936-м и 1941-м годах, а позже - расстрелян.

 

С юных лет Вероника вместе с братом и сестрами постоянно голодала – семья считалась семьей «врага народа». Жили в съемном жилье, зимой очень мерзли, не было средств на топливо.

 

- Бабушка была очень красивой, имела очень хорошее образование, знала много иностранных языков, была прекрасным музыкантом, писала стихи, - рассказывает Дмитрий Мурашкин. - Но устроиться работать смогла только в харьковскую библиотеку, да и то, на одну из низших должностей. Поэтому и жили они очень бедно. Чтобы как-то получше питаться и что-нибудь еще из еды принести домой Вероника с 10 лет стала подрабатывать репетитором с детьми в семьях высокопоставленных советских работников.

 

Во время войны мать Вероники Константиновны умерла от голода.

 

По словам Дмитрия, его бабушку не спасло даже то, что в тяжелое и голодное время ей пришлось обменять свою любимую скрипку известного итальянского скрипичного мастера на два мешка картошки.

 

Сейчас уже мало кто из окружения Вероники Константиновны знает, что ей пришлось пережить в годы своей молодости. 4 года своей жизни она провела в штрафлагере и была малолетним узником нацистского концлагеря. В лагерь Вероника попала, как и многие другие юноши и девушки оккупированных территорий, население которых угонялось для работы в Германию.

 

В первое время после начала войны она работала в харьковском госпитале, куда с фронта поступали раненые.

 

- Мама рассказывала, что немцы два раза пытались ее депортировать в Германию, со второго раза им это удалось, - говорит сын Вероники Константиновны. - В первый раз эшелон, в котором она ехала, разбомбили и ей удалось сбежать.

 

Но во второй раз возможности сбежать уже не было, и юная Вероника вместе с братом все-таки была отправлена на работы в Германию. Так случилось, что в годы войны трое из четверых детей семьи оказались депортированы в германский город Кельн.

 

- Помню, как мама рассказывала, что они прятались от немцев, ее они даже не видели, но заметили ее спрятавшегося брата, тогда и она вышла за ним, - вспоминает Дмитрий Мурашкин. - Немцы их вместе и забрали.

 

Вернувшись из Германии, Вероника Константиновна поступила в институт. Но ей в силу того же клейма «дочь врага народа», пришлось окончить его дважды. Только после этого она смогла устроиться на работу по профессии. Больше 30 лет своей жизни она отдала преподаванию в школе. Работала учителем физики и математики, немецкого языка в разных школах Украины. Даже сейчас, в 90 лет, Вероника Константиновна с легкостью решает в уме сложные примеры и задачи и помогает в учебе своим внукам. Кстати, сейчас у Вероники Константиновны пятеро внуков и два правнука.

 

В силу перенесенных контузий и травм и постоянных болезней ее единственному сыну пришлось расти в школе-интернате.

 

- Я не мог видеть свою маму столько, сколько мне хотелось, но она старалась навещать меня сразу, как только выходила из больницы, - рассказывает Дмитрий Мурашкин.

 

- Несмотря на то, что мы редко виделись, я ей очень благодарен за все, что она мне дала, за то, что вложила в меня. И всем, чего я достиг в жизни, что я имею, я обязан своей мамочке, это все благодаря ее любви ко мне и вложенному труду. Она привила мне любовь к чтению, любознательство, стремление всегда быть первым, желание всегда достигать поставленных целей и самое главное - никогда не унывать ни в каких жизненных ситуациях, как бы ни было тяжело.

 

На вопрос, строгой ли была матерью Вероника Константиновна, Дмитрий Мурашкин с улыбкой ответил: «Она была совсем не строгой, да и я старался ее не расстраивать, зная, что она и так себя плохо чувствует, но за какое-нибудь мое чудачество она могла и поругать, но только за дело».

 

В Белогорске Вероника Константиновна живет последние 10 лет, с тех пор как ее сын Дмитрий Мурашкин перевез мать к себе. Сам же Дмитрий Евгеньевич приехал сюда служить в 1986 году и остался по контракту. Много лет своей жизни он отдал службе в Вооруженных силах Российской Федерации. Несмотря на то, что он окончил службу в 2007 году, он окончил Дальневосточный аграрный университет, аспирантуру и в настоящее время, проведя научные исследования, готовит к защите диссертацию.

 

Представители рода Вероники Константиновны (Бунины-Гроты-Семеновы) внесли очень большой вклад в развитие науки и культуры России.

 

Это и известный поэт и прозаик лауреат Нобелевской премии по литературе Иван Алексеевич Бунин, и выдающийся поэт и автор первого гимна Российской империи Василий Андреевич Жуковский, и великий географ, ботаник Петр Петрович Семенов-Тянь-Шанский, вице-президент Российской Императорской Академии Наук Яков Карлович Грот, создавший «Правила правописания русского языка» и первый «Словарь русского языка», и его сын Николай Яковлевич Грот - один из основоположников мировой и российской психологии.

 

На вопрос «В чем секрет долголетия Вероники Константиновны?», ее сын ответил, что, скорее всего, в том, что она по натуре всю свою жизнь была оптимистом и эдаким «живчиком». Она всегда откликалась на просьбы людей и всегда всем помогала.

 

- Несмотря на то, что много трудностей ей пришлось пережить, она очень любит жизнь, наверное, поэтому долго и живет, - рассуждает сын пенсионерки. - Сейчас она осталась одна из своих братьев и сестер, но с Божьей помощью все еще держится, хотя, как рассказывает мама, она всегда болела.

НазадАрхив