Сегодня на Амуре № 32 (13 августа) 2014 г.


Реформа с учетом местных особенностей

 

законотворчество

 

Что нужно для того, чтобы приблизить власть к населению? На прошлой неделе об этом подробно поговорили главы и представители семнадцати муниципальных образований области. Рабочая встреча прошла в Белогорске под руководством зампредседателя Правительства области Валерия Палатова с участием заместителя председателя Заксобрания Амурской области Ольги Лысенко и министра внутренней и информационной политики области Галины Хохловой.

 

Сразу было отмечено, что общая цель встречи - это обмен мнениями по реализации в Амурской области 136-го и 165-го федеральных законов, которые предполагают проведение реформы МСУ.

 

- Вы знаете, что в конце мая этого года вступили в силу поправки в Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», - обратился к присутствующим зампредседателя правительства области Валерий Палатов. - Кроме этого, внесены изменения в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных, представительных и исполнительных органов государственной власти». Мы заблаговременно направили вам документ, в котором акцентировали ваше внимание на некоторые вопросы. На днях кустовое совещание с участием 12 муниципальных образований состоялось в Шимановске. Мы увидели, что у глав есть понимание по многим направлениям, но некоторые вопросы спорные. Проведен ряд рабочих площадок, круглых столов с привлечением общественности по обсуждению этих законов. Общая картина у нас сегодня уже сложилась. Теперь хочется услышать ваше мнение.

 

Нужно сказать, что «предисловие» к дискуссии было основательным. Суть его сводилась к тому, что далеко не все главы муниципалитетов обстоятельно вникли в подробности нововведений, аналитическую работу тоже, как правило, не проводили. И, тем не менее, изменения в системе местного самоуправления неизбежны, они продиктованы временем, и отныне регионам дано право самостоятельно решить, какая модель организации местной власти будет наиболее оптимальна. На то, чтобы определиться, субъектам отведено полгода.

Как известно, поводом для предстоящего реформирования послужило послание Президента к Федеральному Собранию, в котором Владимир Путин сказал, что пришло время перенастроить местное самоуправление. На этом в субъектах делают особый акцент. Выполняя поручения Президента, федеральный законодатель посчитал, что необходимо сначала концептуально изменить систему управления.

 

Стоит отметить, что об этом еще в апреле этого года в интервью на страницах газеты «Сегодня» рассказывал глава Белогорска Станислав Мелюков, который стал участником парламентских слушаний в Госдуме. Тогда и стало известно, что в первую очередь реформа коснется крупных городов с населением 250 тысяч человек и выше, а также сельских поселений. Суть в том, что в крупных городах могут появиться внутригородские районы. Как на примере объяснял глава города, если бы Белогорск был крупным городом, то возможное формирование местных органов власти строилось бы следующим образом: микрорайон «Амурсельмаш» выбирал бы своих депутатов условно в количестве 10-15 человек, микрорайон «Транспортный» выбрал бы своих, «Мелькомбинат» - своих и так далее. После избранные депутаты делегировали бы своих представителей в общегородской депутатских корпус. А уже общегородской представительный орган власти выбирал бы мэра города.

 

Но в Амурской области нет ни одного крупного города, поэтому с проблемами близости власти население области и органы местного самоуправления просто не сталкиваются. К тому же решение о разделении городов на внутригородские районы должно приниматься по желанию субъекта РФ - с учетом местных особенностей.

 

- И нам нет смыла идти по такому пути, - объясняла присутствующим главам муниципалитетов заместитель председателя Заксобрания области Ольга Лысенко. - Делить на районы такие города, как, скажем, Благовещенск или Белогорск, просто нецелесообразно. Тем более, что в свое время именно по такому сценарию область работала в течение двадцати лет, а потом все равно произошло объединение. Сейчас же гораздо важнее определиться с полномочиями, изменить компетенцию муниципальных районов и сельских поселений по решению вопросов местного значения.

 

Если откровенно, то, как это сделать, большинство глав муниципальных районов и сельских поселений представляют с трудом. На встрече отмечено, что индивидуального подхода по передаче и формированию полномочий не будет. Планируется создать единую приемлемую для всех систему.  При этом самые ответственные изменения коснутся именно районов и села, а значит, принимать закон Амурской области, который на годы вперед распределит полномочия, в спешке нельзя.

 

- Я понимаю, что вопрос очень сложный и действительно ответственный, - отмечала заместитель председателя Заксобрания Амурской области Ольга Лысенко. - Сегодня во всех субъектах РФ по сути дела ведется вот такой рабочий диалог. Это необходимо для того, чтобы субъект в рамках своей региональной особенности определил, какая структура органов местного самоуправления должна быть максимально эффективной. Более того, мы реально должны представлять, что это только на первом этапе определимся с распределением полномочий, но будет и второй этап реформы - это определение ответственности, точнее, финансовая составляющая этих полномочий в дальнейшем.

 

Все прекрасно понимают, что в сельских поселения ситуация самая сложная. При заметном дефиците материальных и финансовых ресурсов села зачастую перегружены полномочиями. Именно для решения этой проблемы законодатель значительно уменьшил им набор вопросов местного значения, таким образом, сделав шаг к обеспечению сбалансированности сельских бюджетов. Однако уже сегодня у глав районов есть серьезные опасения, что вместе с переданными субъекту полномочиями из скромных бюджетов могут «уйти» и денежные средства на их реализацию. По крайней мере, именно об этом говорили большинство из присутствующих. Судя по общему настрою, вывод следующий: предстоящие изменения имеют противоречивый характер и вызывают разную оценку со стороны органов местного самоуправления: как положительную, так и отрицательную. Но на эту тему дискутировали недолго.

 

- Вы же понимаете, что выравнивание межбюджетных отношений все равно будет идти через дотации, субсидии, - поясняла Ольга Лысенко. - Это в большей степени вопросы минфина, и я думаю, там найдут способы выровнять бюджеты. А нам, еще раз отмечу, нужно определяться со структурой и полномочиями.

 

По итогам встречи собраны предложения от муниципалитетов, которые в ближайшее время будут рассмотрены. Решено, что проект областного закона о закреплении полномочий примерно в сентябре будет направлен в муниципальные образования для его тщательной проработки.

Анна Нурадилова

НазадАрхив