Сегодня на Амуре № 37 (17 сентября) 2014 г.


Мутная перспектива

 

жилкомхоз

 

Похоже, очередным уроком для жильцов может обернуться деятельность одной из управляющих компаний Белогорска с громким названием ООО «Перспектива». По-хорошему, ее появление на рынке услуг ЖКХ могло бы стать еще одной попыткой создать в Белогорске здоровую, конкурентоспособную коммунальную среду, которой, по мнению экспертов, все еще не хватает для успешной работы коммунальщиков. Но, судя по всему, «показательный» ремонт в отдельно взятом многоквартирном доме - еще не гарантия того, что вот он и наступил, «коммунальный рай»!

 

Жить стало комфортно

 

…Отремонтированные подъезды с пластиковыми окнами, новые электрощитки, вкрученные лампочки, исправная работа дворников и еще целый ряд позитивных изменений, о которых с удовольствием рассказывают жители дома N308 по улице Кирова. Они справедливо говорят, что раньше о таком порядке только мечталось, а стало возможным благодаря новой управляющей компании «Перспектива», которая взяла их дом на обслуживание.

 

Теперь здесь ждут зимы, чтобы посчитать экономию по отоплению. Ведь, как известно, в квитанциях за ЖКУ больше 60 процентов приходится именно на эту строку расходов. А раз в доме теперь стоят счетчики на тепло, и ветер по подъезду не гуляет, значит, наверняка не зря «Перспектива» постаралась.

 

Правда, о какой экономии идет речь, пока что представляется с трудом. Жильцы говорят, что никаких отчетов по своей деятельности управляющая компания еще не представляла, в том числе, и по ремонтным работам. У нее существует даже собственный сайт, где есть подразделы для показателей финансово-хозяйственной деятельности, перечню работ, порядку и условиям оказания услуг… Но и там тоже пока пусто и тихо.

 

- Нам только объяснили, что за ремонт мы будем рассчитываться постепенно, - с оптимизмом говорят жители. - Расходы по замене окон, установке новых электросчетчиков и некоторые другие работы включили в квитанции по оплате ЖКУ. Высчитывают чуть больше тысячи рублей с каждой квартиры, но зато как стало жить комфортно!

 

Жители еще шести соседних домов, которые тоже взяла под свое управление ООО «Перспектива», пока только завидуют. У них таких масштабных ремонтных работ еще не проводили, но в хорошее очень хочется верить…

 

Если потом «аукнется»…

 

А суровая действительность медленно, но верно наступает на пятки. Возможно, звучит не так оптимистично, как положительные отзывы про ремонт, но, как ни крути, с этим рано или поздно все равно придется столкнуться.

 

Как известно, дом N308 по улице Кирова оказался первым из числа тех, кто сменил управляющую компанию в пользу призрачной перспективы. Произошло это 1 марта 2014 года. А уже в августе стало известно, что новая управляющая компания числится в списке должников перед ресурсоснабжающими организациями. По состоянию на 1 августа 2014 года ее долг перед ООО «Котельная» составляет около двух (!) миллионов рублей.

 

- Два миллиона? - переспрашивают жильцы. - Не может быть! И потом следует целый ряд восклицаний со сплошными вопросительными знаками. - Почему? Ведь мы исправно платим по счетам. Это что значит, что мы платим, а наши деньги идут не туда, куда нужно? Или, может, на эти средства, которые собирает управляющая компания с жильцов всех семи домов и делали ремонт в 308 доме? А что тогда будет зимой? И не получится ли так, что в один прекрасный момент нам оставят многомиллионные долги за отопление?

 

…Пожалуй, на этом стоит сделать отступление и объяснить, что на законодательном уровне правила «игры» на коммунальном поле в последнее время меняются довольно часто, и каждое изменение так или иначе направлено на то, чтобы закрыть ту или иную лазейку для предприимчивых дельцов от бизнеса в сфере ЖКХ.

 

Если не вдаваться в законодательные подробности, то МФЦ, открытый в Белогорске в 2013 году, как раз из разряда тех самых изменений. Теперь деньги, предназначенные для ресурсоснабжающих организаций, поступают прямиком к ним на счет, минуя счета управляющих компаний или обслуживающих организаций.

 

Но ООО «Перспектива» с МФЦ не работает. Оплату за ЖКУ эта управляющая компания (и еще несколько УК из той же серии, - ред.) принимает самостоятельно, в конторе, расположенной поблизости от многоквартирных домов.

 

- Нам тоже так удобно, - называют еще один важный, по их мнению, плюс некоторые жители. - Чтобы заплатить по счетам за квартиру, не приходится ездить далеко. Все рядом.

 

И конечно, мало кто из них понимает, что по сути, львиная доля всех денег, поступивших в кассу в виде квартплаты, не доходит до ресурсоснабжающих организаций, оседая на расчетном счете управляющей компании.

 

- А потом фактически ограбленные РСУ вынуждены добиваться возвращения долгов через суд, - объясняют закономерный выход из этой ситуации юристы. Уж им то не нужно объяснять, что своевременная и качественная подача тепловой энергии потребителям зависит не только от состояния тепловых сетей, но и непосредственно от своевременных расчетов за потребленные энергоресурсы. Ситуации, когда с населения деньги собираются, а с энергетиками жилищные организации не расплачиваются, просто недопустимы: неплатежи самым печальным образом могут сказаться на деятельности энергопредприятий, поставить под угрозу реализацию ремонтных и инвестиционных программ и… привести к банкротству. Печальный опыт в Белогорске уже был. Как говорят специалисты, тогда до 40 процентов положенных платежей до «адресатов» не доходили…

 

Закономерность или неизбежность?

 

Про банкротство управляющих компаний, вообще, отдельная история. Как известно, долги имеют свойство накапливаться. Сейчас 2 миллиона, через полгода или год уже четыре… Как снежный ком. Даже если управляющая компания изо всех сил пытается исправить ситуацию, из колеи выбивают пусть даже самые незначительные неплатежи населения. А когда учредители УК понимают, что банкротства все равно не избежать, вообще перестают платить по счетам ресурсоснабжающим организациям. С момента последнего платежа до первого иска в суд проходит полгода, а иногда и больше, ведь судебная система в этом плане достаточно неповоротливая.

 

Жители многоквартирных домов о банкротстве, как правило, узнают самыми последними. Они могут лишь замечать, что уже не так часто в их дворе появляется дворник, уборщица, сантехники… Но при этом продолжают оплачивать квитанции, в том числе и за теплоснабжение. И в конечном итоге их деньги все равно оседают в карманах учредителей управляющих компаний.

 

Можно предположить, что примерный сценарий развития событий прекрасно должны знать и в ООО «Перспектива». А если это действительно так, то вполне закономерный вопрос: когда при наличии альтернативы, управляющая компания умышленно берет на себя ответственность принимать платежи у населения и начинает свою деятельность с того, что задолжает РСУ почти 2 миллиона рублей - это преднамеренный ход или нелепая ошибка?

 

Оговорка по Фрейду

 

…А тем временем руководство ООО «Перспектива» пытается активно проводить собрания собственников жилья в других многоквартирных домах. Говорят, что в последнее время таких собраний прошло не менее двадцати. На первый взгляд очень убедительно жителей агитируют отдать свои голоса в пользу пока еще достаточно мутной перспективы. Как говорится, оговорка по Фрейду. И, тем не менее… Пыль в глаза пускают примером отремонтированного дома N308 по улице Кирова. Ведь компании нужно развиваться, для этого собственно и делались показательные ремонты.

 

Но как при этом обстоят дела в других вверенных им домах? Все ли готово к предстоящему отопительному сезону? Наведен ли порядок в системе тепло- и водоснабжения? Произведена ли промывка системы отопления? Заменены ли вентили на трубах? И что немаловажно, во всех подвалах блох потравили?

 

Судя по отзывам, кроме показательных, но «копеечных» ремонтов типа работам по восстановлению отмостки дома и уборки во дворе, позитивных изменений немного. Более того, есть серьезная опасность, что все основные и самые сложные проблемы вылезут в разгар отопительного сезона.

 

- У нас в квартире в последнее время серьезные неполадки в системе отопления, - рассказывает житель дома N304 по улице Кирова Игорь Попов. - Прошлой зимой температура была не больше 15 градусов. Всерьез опасаемся, что и на этот раз ситуация повторится. Но как сейчас объяснить специалистам, в чем суть проблемы? Даже если вызовем представителей управляющей компании, отопительный сезон еще не начался, а значит, разобраться, в чем дело, с холодными пока батареями будет достаточно непросто…

 

И еще один интересный момент, о котором хочется рассказать, так сказать, для общего развития. Очередные изменения в законодательстве привели к тому, что все организации, управляющие жилыми домами, должны будут получить лицензию до 1 мая 2015 года, иначе их деятельность будет прекращена. Более того, до 1 января 2016 года все руководители управляющих компаний должны будут сдать экзамен на профпригодность.

 

К сожалению, жители не всегда отдают себе отчет в том, кому доверяют управление жилым фондом, а значит, и собственное благополучие, посчитали в Госдуме, и отметили, что сфера жилищно-коммунального хозяйства - это бизнес, в котором должны работать настоящие профессионалы. А у нас с этим пока что сплошные проблемы, потому что на практике УК руководят, к примеру, карьеристы-неудачники, спортсмены или вообще невесть кто…

Анна Нурадилова

НазадАрхив