Сегодня на Амуре № 39 (1 октября) 2014 г.


Станислав Мелюков:

 

«Главное - муниципалитеты услышали»

 

интервью

 

Новый этап муниципального строительства, выработка общей стратегии развития местного самоуправления, исполнение поручений президента Российской Федерации: 24 сентября в доме Правительства Москвы состоялся V съезд Всероссийского Совета местного самоуправления (ВСМС). Он собрал 250 делегатов со всех уголков России. В числе участников - депутаты Государственной думы, сенаторы Совета Федерации, главы регионов и муниципалитетов, эксперты. Глава Белогорска Станислав Мелюков также принял участие в работе Съезда. О том, что обсуждали делегаты, он рассказал в своем интервью корреспонденту газеты «Сегодня» Светлане Саенко.

 

- Станислав Юрьевич, итоги, задачи, перспективы ВСМС…

 

- Задач на самом деле много. Федеральная власть, местное самоуправление работают над исполнением того, что обозначил в своем Послании президент. О том, что власти на местах необходима перенастройка, он говорил в 2012 году. Собственно говоря, Всероссийский Совет местного самоуправления сразу активно включился в эту работу и по большому счету есть уже результаты.

 

- Например, появление Дня органов местного самоуправления?

 

- Дело не в том, что в календаре государственных дат утвержден этот День, а в том, что федеральная власть, наконец, услышала органы местного самоуправления. Прошедший съезд еще раз это подтвердил. Все те предложения, которые поступают из местных органов власти в массовом порядке, не оседают где-то у кого-то на столах, а систематизируются, обрабатываются. И, что самое главное, они уже находят свое воплощение на законодательном уровне.

 

- Местным самоуправлением Амурской области что-то предлагалось?

 

- В общей массе я вижу то, что писали и мы, что предлагало Амурское региональное отделение ВСМС. К примеру, явно белогорское - это предложение по установке на законодательном уровне срока обязательной государственной регистрации правообладателями их собственности (в том числе объектов незавершенного строительства), и постановке их на налоговый учет.

 

- Тот случай, когда главой города подписывается постановление о выделении земельного участка, а его обладатель не спешит к госрегистратору, чтобы получить свидетельство о собственности?

 

- Эта проблема неоднократно озвучивалась мною на разного рода дискуссионных площадках. Уже год, как мы самостоятельно, но без юридических рычагов пытаемся влиять на ситуацию. Вручаем памятки, давим на сознательность по одной простой причине: у собственника должно быть свидетельство о праве собственности, а у города - доход в местный бюджет за счет поступления имущественного и земельного налогов.

 

- Подвижки есть?

 

- Процент «недошедших» до госрегистраторов заметно снизился. Но, согласитесь, когда на законодательном уровне будет установлен срок и предусмотрена административная ответственность за его нарушение, это избавит муниципалов от ненужной суеты, появится рычаг прямого воздействия. Тем более, что и без этого местные власти перегружены решением вопросов, им не свойственных. Вопрос об оптимизации перечня вопросов местного значения, исключении избыточных, а также наделении полномочиями только при согласии муниципальных властей - это тоже из разряда обсуждаемого в высших эшелонах власти. На съезде открыто заявили о необходимости развития финансовой состоятельности на местах, соблюдении баланса между объемами полномочий местного самоуправления и их финансовым обеспечением.

 

- Без внесения изменений в бюджетное и налоговое законодательства это трудно представить…

 

- Об этих перспективах и шла речь на съезде ВСМС. Среди того, что предлагается Советом для дальнейшего развития системы местного самоуправления, кстати, есть достаточно интересные вещи.

 

К примеру:

 

- передача местным бюджетам части налоговой ставки налога на прибыль организаций (до 1%), суммы поступлений от которой в настоящее время зачисляются в федеральный бюджет.

 

- введение в качестве местного транспортного налога в отношении физических лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства;

 

- передача на муниципальный уровень всех видов налогов от малого бизнеса;

 

- передача на местный уровень отчислений от налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых и права распоряжаться общераспространенными полезными ископаемыми;

 

- зачисление в муниципальные дорожные фонды штрафов за нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения;

 

- передача в местные бюджеты налога на имущество организаций, расположенных в жилых и общественно-деловых зонах населенных пунктов: на офисные, торговые и другие здания.

 

- Достаточно смелые новеллы, скажем так…

 

- А как по-другому? Процесс поэтапной перенастройки деятельности органов местного самоуправления президентом запущен. Изменение системы выборов в крупных городах уже реализовано. Второй этап, как уже говорил, ревизия полномочий и третий - подведение под эти полномочия необходимого финансирования. Реальная наполняемость бюджета, на мой взгляд, главное. Буквально выстраданное той девятимесячной работой, которая проводилась администрацией Белогорска совместно с налоговой инспекцией с января текущего года. К сожалению, за 9 месяцев, как говорится, фанатичной работы, резкого роста налоговых доходов в городской бюджет мы не родили. Зато есть четкое понимание, что нужно менять систему взаимоотношений между налоговым органом и муниципалитетом.

 

- И в чем проблема?

 

- Проблема, увы, в том, что местные налоги в настоящее время - это единственный реальный источник пополнения бюджета, на который муниципалитеты могут рассчитывать в условиях непростой ситуации, складывающейся на фоне известных политических событий в мире. Уже сейчас, при рассмотрении Правительством РФ бюджетных проектировок на 2015 год, не исключалась возможность повышения налоговой нагрузки. В то же время справедливо подчеркивалось, что увеличение налогов - крайняя мера. В нынешних условиях необходимо проанализировать дополнительные возможности мобилизации доходов. Простыми словами, в городе необходимо собрать то, что положено по закону. Не больше, но и не меньше.

 

- А резервы налоговые у нас есть…

 

- Конечно, я в этом уверен. Есть такая уверенность и в Правительстве Амурской области. По оценочным расчетам региона «недобор» (не недоимка) налоговых доходов в бюджеты составляет как минимум 20 процентов от налоговых поступлений. Это очень серьезный резерв. Другое дело, что администрировать их муниципалитет не может. Равно, как и повлиять на решение проблем, возникающих при его исчислении.

 

- То есть?

 

- Основные причины «недобора» налогов, причем я подчеркиваю, не зависящих от состояния экономики (налог на имущество физлиц, земельный налог и ЕНВД) - это отсутствие в базах данных налогового органа значительной части объектов налогообложения, по которым должны начисляться местные налоги. Это уже очевидно. Так же, как и некорректные сведения об объектах налогообложения, налогоплательщиках. Все это приводит к недобору налогов.

 

- В конечном итоге это не один десяток миллионов рублей, которые могли собрать, но не собрали. Которые могли пойти на решение социально-важных вопросов горожан, но не пошли…

 

- Именно поэтому считаю, что на законодательном уровне необходимо разработать механизм допуска муниципалитетов к администрированию налогов, зачисляемых в местные бюджеты. Это тем более справедливо, что коэффициенты и ставки земельного налога, налога на имущество физических лиц и ЕНВД устанавливают муниципалитеты. Но при этом мы лишены возможности в полной мере понимать, насколько установленные на местах налоги влияют на социально-экономическое состояние территории.

 

- Знаю, что наряду с подведением итогов работы ВСМС были приняты организационные решения…

 

- Да, произошло переизбрание председателя организации. Вячеслав Тимченко обратился к Съезду с просьбой освободить его от полномочий председателя ВСМС и предложил на этот пост мэра города Самары Дмитрия Азарова. Он был единогласно избран на пост председателя Организации, а Вячеслав Тимченко стал руководителем Экспертного совета. В целом общий настрой был такой - в эпоху новой геополитической ситуации необходимо сплотиться, чтобы оказать всестороннюю поддержку курсу президента. Сейчас нашей стране это крайне важно.

НазадАрхив