Сегодня на Амуре № 42 (22 октября) 2014 г.


Долг с отсрочкой на двадцать лет

 

письмо в редакцию

 

Здравствуйте, уважаемая редакция газеты! Хочу рассказать историю, которая наверняка будет полезной многим. Не буду делать никаких выводов, отмечу только, что стала невольным свидетелем сложившейся ситуации, потому что речь идет о моих давних хороших знакомых. Когда-то вместе мы отмечали праздники, ходили друг к другу в гости, а теперь две семьи оказались по разные стороны баррикад и еще неизвестно, чем все это дело закончится.

 

История стара как мир, но интересно, что продолжается она почти двадцать лет. Тогда все мы еще жили в небольшом поселке Серышевского района и даже представить себе не могли, что когда-нибудь будет иначе.

 

Дома были частные. Все как положено - с огородами, хозяйством и настоящей русской баней по субботам. Сергей Васильевич баню уважал. Бывало, натопят соседи, запарят венички дубовые и зовут его в гости. Тот идет с удовольствием, а потом не устает нахваливать «здоровый пар» и от души благодарит хозяев.

 

- Ох, и завидую я вам с такой-то баней, - раздобрев за рюмочкой чая откровенничал он. - Ну погодите у меня, тоже баню построю, еще лучше будет чем ваша. Тогда и посмотрим, кто кому будет «с легким паром» говорить.

 

Нужно признать, что возможности у Сергея Васильевича были. В то время он работал руководителем одного из ресурсоснабжающих предприятий района и как говорится, финансовых трудностей не испытывал. Впрочем, про достаток не особо-то распространялся, только однажды упомянул, что на обучение детей они с супругой денег отложили и этого вполне должно хватить.

 

Мы с расспросами «что?» и «откуда?» не лезли. Общались по доброму, по-соседски. Из окна нашего дома был хорошо виден двор Сергея Васильевича, а сразу за ним располагался дом Ивана Барзинкова. Дети у нас практически одногодки, так что и этот факт располагал к общению. Помню, как шумно и весело всегда праздновали детские дни рождения. Супруга Ивана хоть и младше нас всех лет на десять, но такие замечательные торты пекла, что любая кондитерская позавидовала бы…

 

Впрочем, уже тогда Иван тоже не промах был. Работал, старался обеспечить семью, как мог. Знаю, что и металлом он занимался и на вахты ездил, чтобы заработать. А однажды подошел к Сергею Васильевичу и предложил ему  попробовать заработать вместе. Всех подробностей, честно сказать, не расскажу, но общий смысл сводился к тому, что Сергей Васильевич ему займет 150 тысяч рублей, он на эти деньги приобретет какой-то товар, продаст с накруткой и долг вернет с процентами от полученной прибыли.

 

Нужно отметить, что по тем временам деньги это были достаточно большие. Хорошая однокомнатная квартира в центре Белогорска стоила примерно столько же, сколько Иван одолжил у хорошего соседа.

 

Заработать не получилось. По каким-то причинам деньги утекли сквозь пальцы, и рассказывать об этом Барзинков не спешил. Мы только отмечали, что он стал замкнутым, уже гораздо реже приглашал к себе в баню, а Сергею Васильевичу пообещал, что непременно рассчитается, но чуть позже.

 

А потом неожиданно нам стало известно, что Иван и его супруга уехали из села в город. Странно, но нам они о своих планах совсем ничего не рассказывали. Получается, что свой переезд осуществили «в тихую». В семье Сергея Васильевича после этого начались неприятности. Жена ругалась из-за потерянных денег, а потом еще и на работе у него начались проблемы, да чуть не завершилось все это дело уголовным преследованием. В общем, тоже уехал Сергей Васильевич из села. Слухи ходили, что живет он в Хабаровске с любовницей.

 

Лет десять назад я случайно встретила его в Белогорске. Он рассказал, что здесь проездом. Уже в третий раз разыскивает семью Барзинковых. Те в свою очередь от долга не отказываются, но поясняют, что денег нет, сами мол, лапшой «Доширак» питаемся, а как разбогатеем, отдадим.

 

Вот и получилось, что в течение нескольких лет только я была свидетелем того, как складывалась ситуация, как нелегко пришлось супруге Сергея Васильевича, как она одна пыталась поднять детей, не обращая внимания на сплетни в селе и людские пересуды. Получилось у нее, или нет – достаточно сложный вопрос. Дети действительно выросли давно, но недавно этой женщине поставили страшный диагноз - рак.

 

Узнав об этом, Сергей Васильевич решил возвратиться в семью, и в который раз предпринял попытку вернуть долг. Он рассказывает, что нашел Ивана в Белогорске. Должность у бывшего соседа хорошая - старший менеджер одного из производственных предприятий. Его супруга тоже без дела не сидит - она юрист на этом же предприятии. Мол, рассказал им, что произошло, надавил на совесть и те действительно решили вернуть долг. Взяли в банке кредит и с учетом инфляции, обещанных процентов и прошедших лет отдали Сергею Васильевичу 300 тысяч рублей.

 

- Хорошо, что отдали, - не скрывая, рассказывает сосед. - Нам эти деньги не лишние. Барзинковы, конечно, бессовестные. Деньги мне на карточку перечислили, а потом звонят и говорят, мол, не вздумай через 5 лет сказать, что мы тебе еще должны.

 

Возможно, именно эта фраза и подтолкнула Сергея Васильевича на более подробное изучение сложившейся ситуации. Вполне справедливо он отмечает, что раньше на 150 тысяч он мог купить квартиру в городе, но что теперь можно приобрести на 300 тысяч, которые ему отдали? Поэтому пошел Сергей Васильевич в банк, и там ему рассчитали сумму долга с учетом инфляции и процентов. Получилось около 1 млн рублей. Именно такую сумму он теперь требует с семьи Барзинковых.

 

- Да он просто сумасшедший, - рассказывают они в свою очередь. - Все, что были ему должны, мы отдали. А он валит все в кучу. И в болезни супруги теперь нас винит, и в своих собственных неудачах. Дошло до того, что пришел к нам на работу, разговаривал с начальством. Потом пошел к нашим пожилым родителям. Стал их пугать, говорить, что родителям придется продать квартиру, чтобы рассчитаться….

 

Недаром говорят: «Хочешь потерять друга, дай ему в долг». Эта прописная истина уже давно набила оскомину. Но широкая русская натура продолжает наступать на одни и те же грабли, пренебрегая здравым смыслом. Лично я, после этой истории вообще никому не даю денег в долг и сама стараюсь не одалживать. Нередко все держится на честном слове, крепкой дружбе, родственных связях, или, на худой конец, длительном знакомстве, но теперь жизненный опыт подсказывает, что даже самая крепкая дружба может закончиться. Это не вывод, это мои личные наблюдения. А сложившаяся ситуация, уверена, будет многим полезна. Хотя еще неизвестно, чем все это закончится…

С уважением, Д.В. Кочетова

НазадАрхив