Сегодня на Амуре № 42 (22 октября) 2014 г.


Надоедливые смс

 

ситуация

 

«Оформите кредит…», «Грандиозная распродажа», «Займы для всех…», «Оплата кредитов в любое время…», «В такси требуются водители…» приходят регулярные смс-сообщения на мобильный телефон, что порой даже удивляешься: «Откуда у них мой номер телефона?», когда ты не являешься клиентом этого банка, магазина или предприятия. Наконец, эта проблема начала решаться российским правительством. 21 июля вышел закон о внесении изменений в ФЗ «О связи», который запретил спам-рассылки. Что теперь считается спамом, а что смс-рекламой, разбиралась корреспондент газеты «Сегодня» Анна Сырбачева.

 

Смс-рассылка - вещь полезная, но только тогда, когда ты на нее подписался. В белогорских магазинах такая, причем бесплатная услуга, часто предлагается при оформлении карты скидок. Правда, о том, что сообщения будут приходить на телефон, сообщают не все.
Покупательница Инна Морозова, подобрав себе вещи в одном из магазинов города, отправилась к кассе. Там ее встретила большая очередь. Кассиры медленно упаковывали товары в пакеты и долго рассчитывали покупателей. Когда подошла очередь Инны и кассир, упаковывая товар, спросила: «Есть ли у вас бонусная карта?», на что женщина ответила, что нет. Тогда ей предложили оформить такую карту, для чего нужно было указать свои паспортные данные (ФИО, адрес) и номер телефона. Пройдя всю процедуру, женщине выдали карту. Причем все это происходило медленно, а сзади уже собиралась большая очередь. Женщине хотелось быстрее все оформить и уйти, нигде свои подписи она не ставила. Через несколько дней ей стали приходить сообщения о новых поступлениях в магазин и с прочей информацией. О том, что Инне будут приходить смс-сообщения, в магазине ее никто не предупредил. Конечно, никаких неприятностей такие сообщения Инне не доставили. Но во время следующего посещения магазина, она уточнила у продавца, почему ей приходят сообщения, на что ей ответили, что такие «смски» рассылаются всем клиентам, которые есть в базе данных, то есть всем, кто оформил бонусную карту. А в заключение продавец отметила, что их, как правило, оформляют постоянные клиенты, которые только рады узнать о новых поступлениях и скидках.

 

Новый закон проблему смс-рассылки решает только частично. Она «должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки». Но такая рассылка может считаться незаконной, только если продавец не сможет подтвердить согласие покупателя товаров или услуг. А в этой ситуации, как правило, правым оказывается спамер. При оформлении бонусных или скидочных карт, заполнении договоров или любой другой документации вы можете даже не заметить поля «Присылать рекламные сообщения» и, не прочитав внимательно, поставить галочку, или ее поставили за вас, это уже вопрос этики. В таком случае доказать правоту и наказать спамера, который документально себя обезопасил, вы не сможете. А вот еще одно из хитрых запутываний: «Согласен на обработку моей личной информации». Причем, когда читаешь это предложение, даже не предполагаешь, что соглашаешься на спам. Чаще всего такие вопросы ставятся в заключение анкеты или опросника, например, в той же гостинице, думаешь, даешь разрешение на прочтение и обработку твоих пожеланий и предложений, а не для спама и звонков.

 

Отдельная история с банками, которым легче всего получить разрешение на рекламу. Бумажек в банке, даже для того, чтобы оформить или поменять карту дают много, а, отстояв большую очередь, уже хочется быстрее все сделать и бежать по делам. На то, чтобы прочитать все многочисленные страницы, написанные мелким шрифтом, жалко времени и сил. Так, не гладя, поставив подпись под страницей, вы обрекаете себя на получение звонков и смс-рассылок. Кстати, если пункт о вашем согласии на получение рекламных рассылок напечатан мелким шрифтом, то такое согласие не признается законным, а отключение услуги должно осуществляться без взимания платы.

 

Для начала можно попробовать позвонить распространителю рекламы и попросить его прекратить слать сообщения, как правило, это работает, но не в том случае, если рассылка осуществляется несколько раз в день. От надоедливых «навязателей» информации отбиться проблематичнее. Чтобы ускорить процесс решения проблемы, можно с той же просьбой обратиться к своему мобильному оператору, который сегодня уже может отключить рассылку с данного номера. Так как операторы мобильной связи сами ожесточенно борются со спамом, блокируя смс-сообщения с коротких номеров, постепенно начинают бороться со спамом и с 10-значных номеров, пишет «Российская газета». Благодаря этому нововведению, непосредственного обращения к оператору, будет легче бороться и с интернет-спамом, где раньше, чтобы отключить рассылку, нужно было зайти на сайт рекламодателя и пройти по нескольким ссылкам. Эта процедура для незнающего человека могла занимать не один час.

 

Так что же делать, если сообщения все равно приходят? Согласно новому закону, если вы уже обращались к своему оператору, и он отключил рассылку, а та же реклама продолжает идти, только уже с другого номера, нужно жаловаться в Федеральную антимонопольную службу. Если там выявят факт нарушения Федерального закона, то будет возбуждено дело в отношении рекламораспространителя. В любом случае теперь незаконные действия можно обжаловать через суд.

 

Кстати, около 70 процентов рассылок составляют уведомления банков своим клиентам, остальные 30 процентов это различного рода рекламные сообщения, причем большинство последних приходится на спам.

НазадАрхив