Сегодня на Амуре № 47 (26 ноября) 2014 г.


Окружена заботой и любовью

 

юбилей

 

28 ноября исполняется 90 лет жительнице Белогорска участнице Великой отечественной и совестко-японской войн Полине Костенко. Корреспонденту газеты «Сегодня» Ульяне Мукаиловой она рассказала о своем детстве, ужасах войны и секрете долголетия.

 

- У моей мамы было двое детей, в 1917 году родился мой старший брат, в 1919 на свет появился второй брат. А в 1920 году маминого первого мужа во время гражданской войны убили. Его утопили в Томи. И мама осталась с двумя детьми на руках, - рассказывает Полина Кузьминична. - Чтобы прокормить своих детей ей пришлось идти работать. Оставив малолетних детей со своей сестрой, женщина устроилась работать на почту. Чтобы подзаработать еще, она устроилась сиделкой. Присматривала за больной женщиной. Так, она познакомилась с сыном этой женщины, который был старше нее на три года.  Спустя время он предложил ей стать его женой, забрать детей и переехать жить к ним.

 

В 1924 году родилась Полина Кузьминична. Через год после рождения девочки умерла мать мужа. В 1926 и 1929 году в семье появилось еще двое детей - брат и сестра Полины Костенко. А в 1930 году семья переехала из Лохвиц в Белогорск.

 

- Тогда на месте Мелькомбината была тайга, а в самой гуще тайги стояла баня, эту баню переделали в домик, и мы стали там жить, - рассказывает пенсионерка. - Отец развозил на своем коне почту по ближайшим селам и деревням. Жили мы хорошо. У нас было свое хозяйство, птица, коровы, свиньи.

 

Впервые за парту Полина Костенко села в 10 лет, девочка росла очень болезненной. А когда она училась в седьмом классе, пришла весть о начале Великой Отечественной войны. Юной Полине Кузьминичне не было еще и 18 лет.

 

- Меня хотели забрать в школу фабрично-заводского обучения, но я отказалась, не могла маму бросить, она была после операции, - говорит пенсионерка. - Устроилась вместе с подругой мышей травить. Мы ездили по командировкам по ближайшим деревням. А когда мне исполнилось 18 лет,  военкомат взял нас на учет и отправил на обучение. Сначала нас обучали на телефонисток, потом на шоферов. А в ноябре 1943 года мы сдали экзамены и получили права.

 

Через месяц пришла повестка в армию, и юная Полина Костенко отправилась на фронт.

 

- Помню, нас было 10 девушек и 10 парней, мы приехали в Биробиджан и остановились на железнодорожной станции Унгун в Еврейской автономной области. Когда мы приехали, было 4 утра, начало светать, ребят сразу устроили в казарму, а девочек разместили в столовой. На следующий день нам показали машины, которые мы должны были водить. А эти американские машины были высокие, неудобные.

 

Постажировавшись немного здесь, Полина Костенко устроилась работать в санчасть, ухаживала за больными и раненными, делала им перевязки.

 

- Помню, привезли нам как-то сразу шесть человек раненных, и всем нужны были обезболивающие, а их было очень мало. Их оставляли на крайние случаи. Тяжело это все вспоминать, - рассказывает Полина Кузьминична, вытирая слезы. - Невозможно передать словами каково это, когда тебя умоляют о помощи раненные мужчины. А чем я могла им помочь, только водички подать да перевязку сделать. Лучше бы в госпитале работала в хирургическом отделении.

 

Со слезами на глазах Полина Кузьминична вспоминает и события советско-японской войны, начавшейся 9 августа 1945 года и продолжавшейся чуть больше месяца.

 

- Японцы поселились в горах, а наши были в чистом поле. Бомбежка продолжалась день и ночь, наших косили как траву,- вспоминает она. - Наши шли напролом, а они в горах с пулеметами, зенитками и всяким другим оружием сбивали наших. Но уже ближе к 25 августа раненных становилось все меньше и меньше. А в 2 часа ночи послышался шум, грохот. Это наши начали бомбить.

 

2 сентября было объявлено об окончании советско-японской войны.

 

- А 3 сентября мы приехали в Харбин, шел парад, на котором выступал Рокоссовский. Я его видела в первый раз в жизни, высокий красивый мужчина с палочкой, - рассказала Полина Кузьминична.

 

Спустя месяц Полина Кузьминична вернулась домой. Устроилась в армейскую пошивочную, где и проработала до выхода на пенсию. В августе 1948 года она познакомилась со своим будущим супругом - участником войны, служащим в морфлоте Петром.

 

- Мы познакомились, он назначил мне свидание, побыл три дня в городе и уехал.  Прислал мне письмо, я на него не ответила. Думаю, зачем отвечать. Если я его больше никогда и не увижу. Я и не знала, что он жил недалеко от меня, - улыбаясь, вспоминает Полина Кузьминична.

 

Спустя четыре месяца после первой встречи будущего мужа Полины Костенко демобилизовали.

 

- Он приехал 25 декабря, а 28 декабря пришел ко мне на работу, - говорит пенсионерка. - Мне говорят: «Иди, там тебя дед какой-то зовет». Я смотрю в окно, бородатый мужчина стоит в шапке. Видно было плохо. Говорю, что это не ко мне. А мне опять говорят, что зовут. Спускаюсь, смотрю, а это Петр. Мы разговорились. А через пять дней он пришел ко мне домой со сватами. Я пошла их провожать, а он мне говорит, пойдем еще немного. Я и пошла. А обратно идти уже страшно. Прихожу домой к ним, а там его мать уже самовар поставила, чай пьют. Я ему говорю: «Теперь ты меня провожай до дома», а его мать говорит: «Куда ты пойдешь, оставайся ночевать». Я как возле печки села, так до шести утра и просидела. А на следующий день его родственники поехали ко мне домой, забрали мои вещи и сыграли нам свадьбу. Так мы вместе и прожили 45 лет.

 

Супруг Полины Кузьминичны работал в военкомате завскладом, в госпитале завхозом и какое-то время в авиамастерской. Супруги построили свой дом, развели хозяйство. Пополнения долго ждать не пришлось, в семье появилось две дочери: Лора и Аня.

 

В 1994 году супруга Полины Кузьминичны не стало. Дочери, четыре внука, правнуки и праправнук постоянно навещают свою любимую бабушку. И в ее 90-й День рождения они обещали быть с ней рядом и окружать ее своей заботой и любовью.

НазадАрхив