Диагноз - не приговор
забота о детях
«Ты - дура! Дурочка! Поэтому тебя из детдома не заберут и в приемную семью не возьмут!» - такие слова в свой адрес год назад услышала от одноклассника бывшая воспитанница одного из детских домов Белогорска. Сверстник 11-летней Кати случайно подслушал разговор сотрудников детского дома, которые говорили о том, что девочке поставлен диагноз «Задержка умственного развития». Согласно ему, она должна обучаться в коррекционной спецшколе по специальной программе. К счастью «прогнозы» юного забияки не сбылись. Сегодня Катюша воспитывается в приемной семье, девочка учится без троек и посещает несколько кружков.
Когда одна из жительниц Белогорска решила организовать приемную семью и взять на воспитание Катюшу, педагоги сразу предупредили, что ребенок проблемный и в медицинской карте значится соответствующий диагноз.
- Но я достаточно начитанный человек и знаю, что такой диагноз у многих детей, кто проживал в неблагополучных семьях, дети педагогически запущенны и некоторые в школьном возрасте даже читать не умеют, - рассказала она. - Да. Катя для своего возраста многое не умела, плохо читала и, действительно, была запущенным ребенком. Но уже через полгода, после ежедневных занятий, чтений книг, из двоечницы она перешла в разряд хорошистов. Сейчас ребенок учится на «4» и «5», и помимо уроков занимается в нескольких кружках. Куда только подевались лень и нежелание учиться. Сейчас она успевает все.
Аналогичная история у будущей выпускницы еще одного социального учреждения. Ее родители были лишены родительских прав, когда девочке было 7 лет. После они с младшим братом оказались в детдоме.
- Я часто плакала, истерила, - вспоминает она. - Дралась. Не хотела учиться, читать, писать.
Девочку показали специалистам, и в ее медицинской карте тоже появилось заключение «Задержка умственного развития».
Сегодня у отличницы Дарьи большие планы на жизнь. Высшее образование, создание семьи, работа… Ярлык «Задержка умственного развития» никак не ассоциируется с этой жизнерадостной, начитанной девочкой.
Между тем, как рассказывает начальник отдела опеки и попечительства администрации Белогорска Елена Ищенко, у трети детей, проживающих в соцучреждениях, расположенных на территории Белогорска, в медицинских картах значится «отклонение в психическом развитии». Правда этот термин включает в себя десяток понятий: умственная отсталость легкой, средней, тяжелой степени, задержка речевого развития и другие.
Специалисты опеки акцентируют внимание, что диагноз детям ставится не с «бухты-барахты».
- Когда ребенок определяется в детский дом, он в обязательном порядке проходит медицинское обследование, и психолого-медико-педагогическую комисию (ПМПК). Это консилиум специалистов, в состав которого входят логопед, дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, которые выявляют физические, интеллектуальные и личностные особенности ребенка. Медицинская комиссия в обязательном порядке включает обследование детского психиатра. И уже по заключению врачей, комиссия выставляет тот или иной диагноз. Кроме этого, дважды в год дети из соцучреждений проходят диспансеризацию, во время которой тоже иногда выявляются ребята с психическими отклонениями.
К слову, инициировать обследование может и руководство детских домов, если педагоги замечают, что у ребенка какие-то проблемы со здоровьем.
Еще один диагноз, который выявляют у воспитанников детских домов, «Задержка психического развития» (ЗПР - это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Примечательно, что в отличие от умственной отсталости, это неорганический диагноз. Иными словами, дети с ЗПР не рождаются, а приобретают.
- Дети с ЗПР имеют отставание из-за условий жизни, то есть, если с ребенком начать заниматься, то у него будет хорошая, сильная динамика развития, - поясняет Елена Ищенко. - Такие дети обучаются в обычных школах, по обычной программе.
Что же касается «Задержки умственного развития», то этот диагноз подразумевает индивидуальную программу обучения.
- Такие дети обучаются по программе 8 вида, - поясняет начальник опеки. - В Белогорске по такой программе работает школа-интернат N10. Восемь наших детей переведены в специальные коррекционные детские дома, расположенные на территории области.
По мнению педагогов, это избавит ребят от насмешек со стороны сверстников и поможет быстрее преодолеть проблему со здоровьем.
В отделе опеки акцентируют внимание на том, что не стоит бояться брать в семью детей с ЗПР и даже с умственной отсталостью. Ведь как показывает практика, велика вероятность, что в будущем диагноз не подтвердится. Сейчас существует множество методик, которые способны ускорить процесс развития детей с ЗПР и ребят с органической умственной отсталостью, если ими заниматься.
К слову, после соответствующего курса лечения, внимания со стороны педагогов или приемных родителей диагноз можно снять. Но тоже после медицинского обследования и психолого-медико-педагогической комиссии. Именно она выносит окончательный вердикт.
Выпускники социальных учреждений зачастую сами являются инициаторами ПМПК, зная о том, какие сложности их ожидают в будущем, если в медицинской карте будет значиться то или иное расстройство. Это и получение прав на вождение, ограничения в работе с электротехникой, невозможность поступления в те или иные вузы.
Нина Сапрыкина