Сегодня на Амуре № 50 (17 декабря) 2014 г.


«Впереди, как минимум, два года большой, серьезной работы»

 

интервью

 

В 2015 году городу придется взять тайм-аут. Причина - новые условия, в которых предстоит жить всей стране. Зависеть жизнь будет не только от внешних факторов, но и того, что удалось достичь в уходящем году. О том, почему мобилизация налогов не принесла ожидаемого результата, и на что город может рассчитывать в непростое время, глава Белогорска Станислав Мелюков рассказал корреспонденту газеты «Сегодня» Светлане Саенко.

 

- Станислав Юрьевич, завершается 2014 год. Каково ощущение от работы? Дежавю не возникает, что где-то мы это уже проходили?

 

- Не возникает, если имеете в виду те трудности, с которыми столкнулась Россия в 90-е годы. Сейчас страна живет в несколько иных условиях. В отличие от тех времен есть четкое понимание того, что первопричина возникших сложностей - это не внутренние проблемы, а внешние: динамика развития событий в мире, связанных с Украиной, ценами на нефть, санкции, контрсанкции... Осознание того, что ситуация создалась извне, вселяет некий оптимизм, но и не отпускает ощущение, что может быть еще хуже…

 

- Уже подмечалось, что годы Вашего управления городом спокойными не назовешь…

 

- Фактически только два года (2012 и 2013-й) такими более-менее были. Все остальное время мы действительно находились в преодолении мирового финансового кризиса (который, к слову, еще не закончился), сейчас санкций. Администрация пытается построить свою работу таким образом, чтобы жители города это не почувствовали. Но если в 2008-2012 это в принципе делать удавалось, то сейчас возможностей у муниципалитета все меньше и меньше. Если помните, тогда принималось решение для минимизации последствий кризиса бросить серьезные ресурсы на строительные проекты.

 

- В то время для города это было чем-то фантастичным…

 

- Только на проектно-сметную документацию - фундамент строительной отрасли, за шесть лет направлено более 30 млн рублей. Этим мы дали серьезный импульс развитию строительства. Были периоды, когда объем денег, которые привлекала администрация для различного рода строек, превышал возможности предпринимателей Белогорска, которые могли бы эти деньги освоить. В целом этим решением мы не только не допустили стагнацию в экономической сфере, а придали ей дополнительный импульс.

 

- А теперь?

 

- Теперь мы бы и рады, но, к сожалению, ситуация будет обратная. Потому что при имеющейся финансово-экономической обстановке основные ресурсы бюджета будут направлены на неукоснительное выполнение указов президента, обеспечение обязательных платежей по зарплате, расчетам по коммуналке и так далее. Плюс ситуация усугубляется еще и тем, что очень много дополнительных обязательств возложено на субъект федерации. А в Амурской области тоже есть проблемы со сбором налогов, пополнением доходной части.

 

Поэтому регион вынужден часть своих полномочий передать нам. Теперь приходится изыскивать средства на их выполнение. В основном это социальные вопросы.

 

- Например…

 

- Будем думать, каким образом заниматься обеспечением школьников бесплатным молоком, как за муниципальные средства возить школьников на школьных маршрутах, решать: содержать - не содержать муниципальную собственность в виде безнадзорных собак и так далее. Такие вопросы кажутся мелкими, но все это по «чуть-чуть» в конечном счете отвлекает из бюджета внушительные суммы, которые можно было бы направить на развитие.

- То есть, если раньше мы говорили про бюджет развития, то теперь говорим про бюджет выживания?

- Не сказал бы, что выживания. Бюджет… стояния на месте. Скорее так.

- Грустно…

- Не знаю, что еще такого придумать, чтобы обеспечить стабильное пополнение бюджета города. Хотя среди муниципалитетов администрация Белогорска считается креативной в части привлечения дополнительных доходов, оптимизации расходов. Но, поверьте, уже все мыслимые и немыслимые резервы и в доходах, и в расходах мне кажется исчерпаны. За исключением, пожалуй, одного вопроса, которым мы занимались на протяжении всего 2014 года. Будем и дальше…

 

- Имеете в виду мобилизацию налоговых доходов. Результат есть?

 

- Я результат вижу. Это ощущение разочарования. Тех целей, которые мы ставили, организовывая эту работу, не достигли. Столкнулись с тем, что, и об этом буду говорить прямо, налоговый орган и муниципалитет живут в разных измерениях. Те задачи, которые стоят перед муниципалитетом, в реалиях жизни не пересекаются с теми задачами, которые есть у налоговиков. Все больше убеждаюсь в том, что налоговые органы в основном заняты федеральными налогами, в том числе, НДС, который составляет почти треть доходной части бюджета страны. Судя по рассказам руководителей предприятий и предпринимателей, с этим налогом инспекция работает более чем серьезно, и в этом ей плюс. Минус - за местные налоги, на которые, в общем-то, город и живет.

 

- Совсем все печально?

 

- Сдвинуть с места этот большой камень, под которым лежат скрытые доходы, нам пока не удалось. Пока вокруг этого камня хороводы водим, пытаемся по кусочку сделать его меньше, но, увы, результат не соответствует тем усилиям, которые были затрачены. Возможно, позиция налоговой инспекции обусловлена какими-то внутренними инструкциями, муниципалитет в этом плане, конечно, более раскрепощен. Но от этого не легче. Вместе с ощущением разочарования приходит осознание того, что на самом деле работа по мобилизации налогов не такая быстрая. Это вселяет некий отдаленный оптимизм в то, что только в 2016 году плоды этого труда все-таки начнут реализовываться в дополнительные доходы.

 

- Может, было бы гораздо проще, если местные налоги администрировались не налоговиками, а муниципалами?

 

- И это еще одно убеждение, к которому мы пришли, спустя год после работы по мобилизации налоговых доходов. Без изменения законодательства, в том числе и в 131-ФЗ, мы ничего не добьемся. Без решения вопроса по допуску муниципалитетов к администрированию местных налогов, серьезных и качественных сдвигов не будет. Мы так и будем жить в параллельных мирах.

 

- Вообще, это кажется логичным. Уж если муниципалитет устанавливает ставки для местных налогов, то, наверное, город должен иметь и рычаги их если не сбора, то администрирования…

 

- По крайней мере, нам важно знать и понимать, что физические показатели местных налогов корректно отражены в базах данных налоговой службы. Без этого очень сложно.

 

- На что еще в 2015 году будет сделан упор?

 

- На полноту уплаты НДФЛ. Если в 2014 году налог на доходы физлиц мы сознательно не трогали, понимая, что это единственный налог, который связан с экономикой, то сейчас в связи с изменениями, вступающими в силу с 1 января 2015 года по пенсионному законодательству и началом работы так называемого пенсионного калькулятора, полагаем, что должны организовать очень мощную информационную кампанию по изменению сознания как работодателей, так и работников. С тем, чтобы они наконец-то поняли зависимость размера будущих пенсий от того, насколько открыта заработная плата сейчас.

 

- В муниципальных учреждениях с этим все нормально. Зарплаты открыты, показывается все, что зарабатывается. А вот у частных предприятий - вопрос…

 

- Действительно, в предпринимательской среде лишь единицы показывают реальную зарплату работников. Пересчитать можно на пальцах одной руки. Мы понимаем позицию большинства предпринимателей. Но от этого понимания денег в бюджете не прибавляется. «Кошмарить» бизнес никто не собирается, да такого, в общем-то, никогда не было. Более того, в отличие от других муниципалитетов мы не стали повышать налоги для бизнеса. Мы стоим на позиции, что если все налоги на территории города будут платиться в полном объеме, их вполне хватит для выполнения многих обязательств муниципалитета. И если сознание работодателей начнет меняться, так же как и работников, получающих зарплату в конвертах, то дела в городском бюджете поправятся. Кстати, по итогам 2014 года НДФЛ - это единственный налог, который не исполнен в полном объеме. Им администрация не занималась, поэтому его поступления резко сократились.

 

- Станислав Юрьевич, налоговые доходы 2015 года - это то, что предстоит собрать. А как насчет неналоговых доходов?

 

- Что можно еще продать, спрашиваете? Вспомнились двухтысячные годы, когда, будучи еще депутатом горсовета, работал в комиссии по собственности. Уже тогда мы ставили большие и серьезные вопросы о том, что муниципальная собственность распродается за копейки, просто разбазаривается. Возьмите пример по пристройке к школе N4, которая фактически была украдена у муниципалитета. Возьмите магазин «Стрела», который в свое время был фактически подарен. Есть много примеров, которые горожане уже, наверно, и забыли. А это все неналоговые доходы бюджета. Для сравнения: за шесть лет с 2003 по 2008 год они составили всего около 200 млн рублей. А за последние шесть лет (с 2009 по 2014 гг.) - в пять раз больше, почти миллиард! И это несмотря на то, что все ликвидное было продано до нас. Сейчас извлекать прибыль из неликвидного муниципального имущества уже невозможно.

 

- На что тогда еще рассчитываете?

 

- На землю. Помимо НДФЛ планируем сделать прорыв по земле, потому что это тоже серьезные резервы. Мы считаем, что очень многие владельцы земельных участков используют их не по назначению, при этом применяют льготное налогообложение. Это когда земля оформляется, например, под производство, применяя льготное налогообложение, а по факту никакого производства нет. Соответственно встает вопрос, почему, взяв землю под целевое назначение «производство», предприниматель там размещает, условно говоря, какой-нибудь ночной клуб.

 

Понимая, какая прибыль у такого заведения, можно сделать вывод и об объемах скрытых налогов. Это тоже наш резерв.

 

- Отойдем от темы налогов. Если предположить, что в бюджете 2015 года при условии гашения всех обязательных платежей останутся средства. На что они будут распределены?

 

- В следующем году мы обязательно хотим войти с долей муниципалитета в акционерное общество, которое будет заниматься строительством комбикормового завода. Принципиальная договоренность с инициатором проекта есть. Мы много потратили сил на то, чтобы попытаться привлечь кредитные ресурсы для этого серьезного производства, но пока не получилось. В связи с тем, что это производство городу необходимо, посчитали возможным около 20 миллионов рублей направить из бюджета на то, чтобы войти в долю акционерного общества и направить их на строительство завода. Сейчас идет проработка юридических нюансов, после мы выйдем с этим предложением к депутатам. Почему? Потому что Белогорск вошел в перечень территорий опережающего развития.

 

- Закон о ТОРах, кажется, вот-вот будет принят во втором чтении…

 

- И это тоже громадный пласт той невидимой на первый взгляд работы, которая проведена администрацией. Считаем, что с появлением понятных правил для территорий опережающего развития, мы, собственно говоря, сможем привлекать инвесторов. Но для начала нам надо сдвинуть это дело с места и сделать комбикормовый завод якорным проектом, показать на его примере, что в Белогорске начинать производство выгодно. Здесь будут льготы на прибыль, НДС, землю, на имущество и так далее…

 

- А почему раньше этим не занимались?

 

- А разве можно в одном небольшом отдельно взятом дальневосточном городе построить коммунизм или превратить его в оффшор? Понятно, что нет. Но теперь, когда общими усилиями проблематика Дальнего Востока была поднята на федеральном уровне, министерство, наконец, написало закон, который получил одобрение президента, у нас появился шанс. На этом и будем основываться в своей работе. Сейчас уже, хоть закон о ТОРах не принят в окончательном чтении, дано поручение по сбору информации, касающейся невостребованных земельных площадок как у предприятий города, так и предпринимателей с тем, чтобы в перспективе их можно было бы предложить инвесторам для открытия на них производства.

 

- Получится?

 

- Должно. Но никакой дядя не придет со стороны и не сделает это за нас. Только мы сами. Для этого у нас есть земля, силы и мозги. Процесс, конечно, будет не быстрым, он будет однозначно сложным. И главное, чтобы не отвлекали. Уже есть категория людей, которая готовится к выборам и начинает зарабатывать политические очки. Хотя до 2016 года еще далеко…

 

- Не так давно, кстати, в газете «Сегодня» вышла статья, в которой был дан некий расклад возможных событий, которые будут развиваться в 2016 году. Какая из версий вам все-таки ближе?

 

- Я читал. Они любопытные. Но как будут развиваться события сказать не готов.

 

- Даже в отношении себя?

 

- Даже в отношении себя. Быть пророком и так сложно. А в эпоху санкций - бесполезное занятие. Разве в январе кто-то мог предположить, что будет со страной в декабре? Что будет Крым? Что будут санкции? Поэтому какой будет ситуация через полгода, через год, а в 2016-м тем более никому не известно. Давайте отложим разговор об этом как минимум до 2016 года. Сейчас не до этого, впереди, как минимум, еще два года очень большой, серьезной работы.

Светлана Саенко

НазадАрхив