Сегодня на Амуре № 12 (31 марта) 2015 г.


Клавдия Белоус: «Детей важно и учить, и воспитывать»

 

персона

 

Как много говорят о том, что будущее страны зависит от наших детей. И как мало говорят о том, какую огромную роль в их обучении и воспитании играет учитель. Полвека своей жизни отдала преподаванию в школе 76-летняя жительница Белогорска Клавдия Ивановна Белоус. Корреспонденту газеты «Сегодня» Ульяне Мукаиловой она рассказала о своем детстве и о том, почему она решила стать учителем.

 

Клавдия Ивановна родилась в 1939 году. Будучи ребенком войны и послевоенного времени, она хорошо помнит свое детство.

 

- Я никогда не знала, что такое туфельки. Как только сходил снег в конце апреля - начале мая мы ходили босиком и так до самой школы. Когда отец был на фронте, старшая сестра даже не могла целый год посещать школу, ей было не в чем ходить, - вспоминает Клавдия Ивановна. - Не знала я и что такое детское белье, помню, купит мама рулон ткани и нашьет нам ночнушек. Родители были для нас примером. Держали большое хозяйство, нас приучали к труду. И, несмотря на то что моя мама была неграмотной, она была у нас идеологом в семье. И профессию мне выбрала мама. Еще в детстве она сказала старшей сестре: «Ты будешь счетоводом», а мне сказала: «Будешь учительша!» До сих пор удивляюсь, откуда она только могла это знать?

 

Клавдия Ивановна выросла в небольшой деревне Свиридовке. Здесь она окончила начальную школу, после чего, сдав с сестрой экзамены, поехали в соседнюю деревню Некрасовку, чтобы закончить здесь школу-семилетку.

 

В 1953 году, когда юной Клавдии Белоус исполнилось 14 лет, она приехала в Белогорск поступать в педагогическое училище.

 

- Мы поступали без всяких репетиторов, в этом училище учились девчонки со всего района, - рассказывает она. - Училище находилось там, где сейчас стоит зеленое одноэтажное здание около администрации, а на месте торгового центра «Москва» располагалось наше общежитие.

 

После окончания педучилища устроилась работать учительницей начальных классов. Около 20 лет Клавдия Ивановна работа в 10-й школе, без малого тридцать лет - в 200-й.

 

Главным принципом в своей работе учителя начальных классов она, прежде всего, считает любовь к детям.

 

- Надо стараться учить всех детей, независимо от того какой ученик, слабый или сильный, тихий или неусидчивый. И, уже исходя из особенностей каждого отдельно взятого ребенка, нужно думать, как себя вести в той или иной ситуации, - рассказывает пенсионерка. - Был у меня ученик, которого дома били. Он даже убегал, и в подъездах ночевал. Он боялся всех и вся. Как-то раздался звонок с перемены на урок. Захожу в класс, а его нет. Тут потихоньку открывается дверь, и он ползком-ползком дошел до своей задней парты. Он боялся, что я могу его наказать. И я решила его пересадить поближе к себе, начала располагать его к себе. Каждый ребенок должен чувствовать защиту от учителя, чтобы он с радостью шел на урок. Детей надо любить и понимать, но и сюсюкаться тоже не стоит. Нельзя хвалить одного и того же ученика все время. Надо давать возможность каждому подняться. Нужно хвалить даже за незначительные успехи слабых, неуверенных, застенчивых учеников, чтобы поднимать их самооценку. Я старалась проводить с детьми много интересных мероприятий вне учебы, учила с ними музыкальные сказки.

 

На вопрос: «В какую сторону изменились ученики?» Клавдия Ивановна с большим сожалением отвечает, что не в лучшую.

 

- Не в ту сторону у нас все идет, - говорит она. - Идет обыкновенное перенимание с запада методов обучения. У детей просто нет желания идти в школу. Изменились не только ученики, изменились и учебники, по которым они учатся. У нас вынесли из литературы то, что воспитывает, человек без примера не может.

 

Как-то, уже будучи на пенсии, я заменяла в одном из классов русский язык. Проходили с детьми правописание «жи-ши». Читаю детям стихотворение из учебника с большим количеством слов с данными орфограммами, а смысл стихотворения таков: мальчик долго не мог найти себе занятие, скучал без дела, а потом он просто пнул своего товарища. У него поднялось от этого настроение и он пошел дальше. Чему такой стих может научить ребенка? Если кто-то возьмет из него правило написания, другой - перенимает поведение мальчика.

 

Сделать выбор между тем, что важнее для учителя «воспитать» или «научить» Клавдия Ивановна не берется.

 

- Я считаю, что без воспитания нельзя учить, воспитание и обучение неотделимы друг от друга. А сейчас в школах основной упор делается только на учебу, у детей в голове только ЕГЭ.

 

Каждого из своих учеников Клавдия Ивановна хорошо помнит, она может часами разглядывать совместные фото со своими «детьми», как она их называет.

 

- Многие дети имели тяжелые судьбы, такие запоминаются особенно, - говорит она. - В 1980 годах у меня была ученица, у которой был рак крови. Я старалась быть очень осторожной с ней, и детям объяснила, чтобы оберегали ее. Помню, выйдет она к доске, нежная такая, слабая, до сих пор ее состояние перед глазами, она очень спокойно отвечала, все дети молча слушали. Со временем ей стало хуже, а в третьем классе я уже ходила к ней домой, а перед Новым годом она умерла.

 

За 50 лет работы в школе Клавдия Ивановна имеет огромное количество наград, медалей и орденов. Среди них министерская грамота, медаль Ленина, орден Красного Знамени, орден Октябрьской Революции, ветеранская медаль за долголетний добросовестный труд. Много лет была парторгом, председателем профсоюза в 10-й и 200-й школе. Долгое время Клавдия Белоус была солисткой народного Белогорского хора. 19 лет была участницей народного фольклорного ансамбля «Казачья вольница», сейчас она поет в хоре ветеранов, трижды лауреат самодеятельных фестивалей.

 

- Если бы не мой надежный тыл в лице моего супруга Николая Александровича, вряд ли я могла столько выступать и ездить со своим коллективом по разным городам. Мы с супругом идем по жизни рука об руку уже 57 лет, - рассказывает она.

 

Кстати,  Клавдия Ивановна подарила своему супругу двух замечательных сыновей. Сейчас она бабушка трех внуков и двух правнуков.

НазадАрхив